cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Кадры решают всё

Оригинал взят у sofya1444 в Кадры решают всё
Оригинал взят у pvo74 в Исчезнут либертарианцы — будет и промышленность, и образование

Иосиф Виссарионович Джугашвили уверял: «Кадры, овладевшие техникой, решают всё». Последующий опыт указал: чтобы действительно решать, кадры должны владеть не только техникой, но и общественными науками (их превращение в догматы при преемниках Джугашвили — одна из важнейших причин временного провала социализма). Тем не менее владение техникой остаётся жизненно необходимым личности и обществу (в той же догматизации общественных наук немалую роль сыграла передача их развития на усмотрение людей, не связанных с реальным производством и/или точными науками).
Насколько мне известно, из стран, всё ещё по привычке называющих себя развитыми, в данный момент разве что Германия не жалуется публично на нехватку специалистов для работы в собственной промышленности. В основном — потому, что саму эту промышленность она сохраняет и развивает.

Всем остальным не хватает уже не только чернорабочей силы, но и специалистов в самых разных отраслях. Знаменитый «польский сантехник» стал страшилкой для Франции, помимо прочего, ещё и потому, что французов, желающих всерьёз учиться работе с современным сантехническим оборудованием (а его внутренности достаточно сложны), там с каждым днём всё меньше. Меньше, в частности, потому, что, насколько я могу судить, нехватка технически грамотных кадров — в какой-то мере проявление попыток создать так называемое постиндустриальное общество без надлежащих технических предпосылок к нему.
Изначально замысел постиндустриального общества состоял в том, что производить должны машины, а люди только придумывать — и придумывать, естественно, не только то, что создают машины, но и разные более-менее приятные вещи и приятные способы проводить время. Увы, техника пока не дозрела до полной автоматизации всего производственного цикла (даже детали, изготовленные объёмными принтерами, чаще всего требуется ещё собрать в цельную конструкцию). Поэтому постиндустриальную мечту попытались смоделировать путём переноса рабочих мест в регионы с дешёвой рабочей силой.

Но как только перенос стал массовым, появилось множество расхождений с идеалом постиндустриализма. Одно из этих расхождений: довольно малая часть народу может заниматься творческой деятельностью на уровне, представляющем интерес для других. Более того, выяснилось: обучение всевозможным приятным штучкам неотделимо от того обучения, что требуется для производства. Грубо говоря, когда перестали всерьёз учить людей естественным и техническим наукам, оказалось, что и гуманитарные науки они при этом усваивают заметно хуже. Это видно хотя бы на примере наших нынешних креаклов: в большинстве своём они ориентированы на чистую гуманитарщину, и опыт показывает, что они и в гуманитарной сфере, мягко говоря, не ориентируются — не чувствуют разницы между желаемым и возможным, между приятным и полезным, между эффектным и эффективным, между формальным и содержательным, между состоянием и процессом…

Уж и не говорю о многочисленных дисциплинах на границе между точными и гуманитарными науками. Медицина, социология, архитектура и градостроительство… все они очевидным образом страдают от надежды заменить точное знание и точное измерение выдачей желаемого за действительное.

Но возродить естественнотехническое образование уже довольно трудно. За то время, когда постмодернистская утопия была в моде, утрачена значительная часть не только желающих учиться тому, что нужно для производства, но и желающих (и умеющих) учить тому, что нужно для производства. Ибо слишком многие поверили: не будет и самого производства — значит, незачем будет учиться и учить ему. В данный момент наблюдается упадок самой системы профессионального образования. Вероятнее всего, в ближайшем будущем тем странам, что сочтут необходимым сохранение собственного производства, придётся воссоздавать эту систему практически с нуля.

Скажем, недавнее совещание по образованию и инженерному делу у президента РФ, на мой взгляд, показывает очень отрицательные тенденции. А несколько моих знакомых, так или иначе интересующихся этими вопросами, дружным хором говорят: воссоздавать надо всё, начиная с концептуального уровня — с понимания того, зачем вообще нужно техническое образование.

Но у нас есть один козырь: мы, по счастью, начали движение в постиндустриализм значительно позже других — тогда, когда неэффективность этой идеи уже многие видели невооружённым глазом. Поэтому наша система образования пока порушена в меньшей мере, нежели западная — и у нас есть пока надежда возродиться быстрее наших оппонентов. Так что полагаю: мы не так сильно пострадаем от постиндустриалистской утопии, как западные страны.

Но, естественно, для возрождения системы образования, востребованной промышленностью, нужно возрождение самой промышленности. А главное — для обоих этих возрождений нужно, чтобы мы осознали причины проблемы, с которой столкнулись. На это у меня, к сожалению, очень шаткая надежда, поскольку, например, экономический блок правительства (ЭБП) Российской Федерации сам то и дело повторяет постиндустриалистские и прочие либертарианские заклинания. Так что от него — да и от прочих любителей либеральных альтернатив мышлению — не приходится ждать понимания причин всего происходящего со страной и миром. В частности, нынешний состав ЭБП не являет признаков понимания причин неработоспособности нынешней имитации постиндустриализма. Значит, наше образование вновь станет содержательно и полезно не ранее замены либертарианского ЭБП вменяемым.

источник


Tags: Вассерман, Русь, Сталин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments