cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Культура — инструмент самосовершенствования

Оригинал взят у atrizno в Культура — инструмент самосовершенствования
Оригинал взят у awas1952 в Культура — инструмент самосовершенствования

«Культура 2.0»: «От Дворцов культуры к моллам, или Куда нас привело общество потребления»; «Часть 2. От моллов к Дворцам культуры или о грядущем культурном облике России».


Культура 2.0. Часть первая. От Дворцов культуры к моллам, или Куда нас привело общество потребления

Итак, техзадание к новой России уже сформулировано и сейчас пребывает в состоянии окончательного оформления и согласования. Государство возвращается в культурную политику и впредь обязуется участвовать в воспитании и просвещении своих граждан. Однако оформление проекта «Основ государственной культурной политики» — лишь половина работы. Теперь его нужно начинать воплощать в жизнь, сокрушая при этом сопротивление старых квазикультурных систем.

Потребление и производство: схватка за людские души и разум

В зависимости от цели, которую ставят перед собой элиты, можно выделить два типа культурной политики по отношению к массам:

1. Потребительский — массы являются потребителями культурных ценностей вне зависимости от того, разделяют ли их.

2. Производственный — массы участвуют в оформлении запроса на культурные ценности и принимают непосредственное участие в их производстве.

Первый тип культурной политики является наиболее распространённым, легко усваиваемым массами и соответствует обществу потребления. Ключевым требованием к успешной интеграции локального общества в глобальное общество потребления является отказ элит от суверенитета и самостоятельной культурной политики.

Создание же общества, способного как участвовать в выработке культурного заказа, так и самостоятельно производить культурные ценности, требует не только желания элит, управляющих данным обществом, но и самой готовности масс отказаться от потребления как самоцели. Проще говоря, массы должны осознать всю пагубность воздействия на их сердца и души массовой культуры потребления и её «храмов» — торговых центров.

«Храмы» разных культурных политик: молл и Дворец культуры

«Храмом» квазикультуры общества потребления является торгово-развлекательный центр (молл) — место, куда ведут все дороги в городах, куда на «службы» стекаются людские массы. Стоит понимать, что в крупных моллах, как правило, находится кинотеатр, а потому в отдельное заведение я их выделять не стану. Пастырями же в данных заведениях являются продавцы, консультанты и прочие увеселители. Впрочем, вход в молл открыт, как правило, тем, у кого есть деньги для приобщения к ритуалу массового потребления и увеселения. Остальным же приходится довольствоваться гламуром с телевизионных экранов и лоском глянцевых журналов. Именно потому в моллах всё устроено так, чтобы их посетитель утрачивал чувство времени, полностью отдаваясь ритуалу потребления товаров и квазикультурных образов вечной красоты, молодости и роскоши.

Альтернативами моллу являются клубы и Дворцы культуры — места, где человек в состоянии реализовать свой внутренний потенциал не только в деле создания культурных ценностей, но и заниматься Человекостроением. Собственно Человекостроение есть процесс энергозатратный, предполагающий труд и наличие силы воли. Именно потому привлекательность Дворца культуры куда меньше, чем у молла, однако ценность его куда выше. И самое время обратить наш взор на состояние наших Дворцов культуры и торгово-развлекательных центров.

Культуре — бой!

Крах СССР и последовавшая за ним смена типа культурной политики необычайно сильно ударили по отрасли Человекостроения, практически срубив под корень все достижения прошлых поколений в деле построения культурно самодостаточного общества.

Особенно сильно пострадали именно клубы и Дворцы культуры. Их сеть непрерывно росла, начиная с 1922 года (12,2 тыс. на старте процесса) и к 1987 году составила 21 тыс. городских и 117,5 тыс. сельских. Многим роль клубов и Дворцов культуры в реализации культурной политики сейчас покажется незначительной, однако это мнение ошибочно. В сёлах, отрезанных от театров и кинематографа, именно клубы и Дворцы культуры являлись местом, где люди приобщались к кинополотнам, встречали Новый год, участвовали в разнообразных кружках и занимались различной самодеятельностью. К 1985 году в клубах по всему СССР насчитывалось 726 тыс. кружков, которые посещали 12,3 млн человек. Теперь же сеть данных заведений крайне сократилась. Любопытно, что лучше всего сеть клубов сохранилась в Белоруссии, Азербайджане и Таджикистане.

Кроме того, клубы играли роль просветительских учреждений. В 1975 году в них было прочитано 4 млн 776 тыс. лекций, а совокупная аудитория слушателей составила 375,2 млн чел.

Существенно сократилось количество посещений театров и снизился общий интерес к театральному искусству: в 1950 году театры посетило 68 млн человек. Теперь же театр — удел культурной элиты общества, массы же довольствуются постановками шоу-политики и сериалами.

Сократилось количество выпускаемых кинофильмов, а их качество упало в разы. Аудитория кинотеатров сократилась в 50 (!) раз. Тираж журналов упал и вовсе фантастически: в 1988 году в СССР издавалось 6 млрд экземпляров, теперь же их выходит в 17 раз меньше.

Практически полностью прекратила своё существование система пионерских лагерей. Скептики могут кивать на идеологическую компоненту их работы, но вместе с ней мы утратили также воспитательную и оздоровительную. В целом в санаториях, пионерских лагерях, домах отдыха в 1970 году отдохнули 18,9 млн чел., а в 1980-м — 22,5 млн чел. Теперь же детский отдых доступен далеко не всем.

***

Итак, мы определили два типа культурной политики и осознали, что получает общество по итогам работы заведений двух типов:

1. В случае ударного «труда» моллов на выходе получаем потребителя, легко управляемого и интегрируемого в общество потребления в качестве низового элемента, задача которого — потреблять то, что предлагают.

2. На выходе из модели производства культурных ценностей общество получало более-менее окультуренного человека, пусть и не без изъянов, но способного творить, учить и созидать. Примечательно, но этот человек был способен к активной мыслительной деятельности, пусть и зачастую ограниченной идеологическими рамками.

Теперь, когда мы знаем, что случилось с нашей моделью культурной политики и структурами, занимающимися её реализацией, самое время понять: есть ли будущее у моллов? Для этого обратимся к опыту их родины — США, а также рассмотрим, что делается у нас для восстановления разрушенной системы Человекостроения. Об этом — в следующем тексте.



==================================================================


Культура 2.0. Часть 2. От моллов к Дворцам культуры или о грядущем культурном облике России

В первой части мы ознакомились с двумя разными подходами к реализации культурной политики в государстве и осознали масштаб проблемы восстановления культурной инфраструктуры, стоящий перед нашим обществом. Данный же текст будет посвящен тому, какие будущее вырисовывается у моллоцентричной культурной модели и что делается в России для воспитания своего многонационального народа.

Окультуривание потребления

В России упрямо продолжают строительство ТРЦ, что вызвано как инерцией сознания инвесторов, так и их неспособностью увидеть иные способы использования денег, хотя отрасль уже поразил достаточно серьёзный кризис. Его причина, по всей видимости, в ограниченности рынка и недостаточном росте доходов граждан. Однако полагаю, что отчасти дело может быть в ином: загадочная русская душа начала разочаровываться в потреблении и требует чего-то большего.

Ну а пока владельцы ТРЦ предпочитают классику жанра: коль расширить ассортимент магазинчиков не получается, то покупателей нужно в них заманить другими способами. В первую очередь красивыми фасадами, на которые только в «Вегас Крокус Сити» планируют потратить 15 млн. долл. Кроме того, как отмечают коллеги из журнала «Эксперт», эпоха простых торговых центров окончилась: теперь в них непременно должны быть парки развлечений, музеи.

Например, в том же «Вегасе» Эмин Агаларов планирует радовать публику выступлениями братьев Запашных и Cirque du Soleil. В «Авиа Парке» же запланированы гигантский аквариум, залы «Каро-Фильм», а также Национальный музей авиации и космонавтики, ледовый дворец, ландшафтный парк и прочее, на что хватит фантазии и денег.

С одной стороны это удобно, можно разнообразить шоппинг более полезным досугом. Однако со временем так прививается формат потребления культуры (в противовес культурному развитию).

Кроме того, парки, музеи и дворцы в моллах являются лишь камуфлирующим дополнением, цель подобных мест остаётся неизменной. Деньги, именно они правят бал, однако что делать тем, у кого денег нет или же недостаточно? Моллоцентричная культура остаётся достаточно нишевой и рассчитана на представителей среднего класса. А средний класс, как известно, ускоренно демонтируется.

Торговый «храм» закрыт

Примечательно, но в США в ближайшие 10-15 лет ТРЦ могут стать анахронизмом. Судьбе огромных умерших моллов в США посвящён целый сайт. Причины гибели данных гигантов просты: часть не выдержала конкуренции с более крупными центрами, серьёзную конкуренцию составляет интернет-торговля, которой торговая недвижимость не нужна в принципе. Однако это лишь часть причин.

Корень проблемы американских моллов в обнищании населения, которому теперь не до траты денег. Американский средний класс умирает и вернуть его к жизни сможет разве что новая мировая война, которую наши бледнолицые «партнёры» усиленно пытаются разжечь, где только могут. Но даже начало огромного мирового конфликта не даёт гарантии спасения среднего класса и присущего ему типа потребления.

Жители Украины, например, вовсю чувствуют схлопывание сегмента розничной торговли и вместе с ним ТРЦ. Так в Киеве переносят открытие новых ТРЦ из-за отсутствия достаточного количества арендаторов, которых, естественно, нет из-за низкой платежеспособности населения.

Вместе со сворачиванием мировой моллизации в прошлое должно уйти и общество потребления, которое станет для подавляющего большинства жителей Европы и США недосягаемой мечтой. Следовательно, молл перестанет быть «храмом» культуры. Остаётся лишь телевизор и интернет, однако их будет недостаточно для удержания масс в покорном состоянии. Таким образом, нужна альтернатива квазикультуре потребления и её «храмам».

Бескультурью — бой!

Конечно, все торговые центры не разорятся, но их совокупное влияние на процесс «окультуривания» масс ослабнет, зато вырастет влияние традиционных культурных центров. И в России многое для этого уже делается в рамках Года культуры.

Во-первых, ведётся работа по воскрешению «Зарницы», созданию военно-патриотических лагерей для подростков.

Во-вторых, принято решение о создании телеканала российской и советской анимации «Союзмультфильм». Сама же анимационная студия получила нового директора и должна в скором времени переехать в новое здание, а при наличии государственной поддержки (которой не может не быть) планирует восстановиться  в течение нескольких лет. Продолжается работа над оцифровкой золотой коллекции Госфильмофонда, на что уйдёт 5 лет.

           Произошли изменения  в государственной политике в области кино,реорганизованы экспертные советы при Министерстве культуры РФ, вдвое увеличены  гранты молодым режиссёрам. Также, ведётся  работа над изменением системы предоставления государственной поддержки кинематографу.

           Учитывая окончание эпохи бумажных изданий и перехода на цифровые носители, осуществляются мероприятия по объединению библиотек. На декабрь этого года запланировано создание Национальной электронной библиотеки, доступ к которой будет иметь обладатель единого читательского билета.

           В 2015 году планируется завершение работ по строительству 5 современных многофункциональных культурных центров, всего их построят около 50. В прошлом году было отреставрировано 140 объектов культуры, создано 10 новых театров. По всей России откроют 15 филиалов Московской филармонии.

           По словам главы Минкульта Владимира Мединского, средняя зарплата в федеральных учреждениях культуры составляет 47 тыс. рублей.

           Впрочем, 50 новых Домов культуры явно недостаточно и не лишним было бы провести работу по реанимации хотя бы части клубов и Домов культуры, заброшенных в 90-е. Идеальным представляется увязывание клубов и Дворцов культуры в единую сеть, что дало бы возможность сделать их ключевыми объектами культуры как в селах, так и небольших городах и на их базе проводить конкурсы культурной самодеятельности, вовлекая в них массы.

           Нашло поддержку предложение  депутата Госдумы Рашкина о создании альтернативы бородатому «Евровидению». К инициативе российских депутатов готовы присоединиться их белорусские коллеги.

           В шестимесячный срок будет  подготовлена программа развития детского центра «Артек», вероятно именно ему предстоит понести на себе основной груз обеспечения детского отдыха. Детский омбудсмен Астахов же и вовсе повёл  детскую экспедицию на Северный полюс. И это отнюдь не всё.

***

           Итак, несмотря на то, что минкультовское «техзадание» Человекостроения в России ещё не принято в окончательной редакции, становится очевидно, что государство вернулось в культурную сферу и решило взять процесс воспитания масс в свои руки. Культурной инфраструктуре России до уровня РСФСР всё ещё далеко, однако ведущаяся работа отнюдь не кажется поверхностной и интуитивной. Напротив, налицо продуманная государственная программа, цель которой — в создании образованного человека, способного не только к потреблению культурных благ посредством посещения торгово-развлекательных центров, но и к созиданию культурных ценностей. И за такими людьми — наше новое будущее.





Tags: Высшие ценности, Русь, культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments