cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Category:

Инстинкт выживания в катастрофах

Оригинал взят у marena99 в Инстинкт выживания в катастрофах

Автор - alla-ta. Это цитата этого сообщения

Реакции страха в жизнеопасных условиях принято разделять на контролируемые и бесконтрольные.

«Ты контролируешь свой страх, значит осознаешь опасности, которые могут встретиться, пытаешься избежать их. В этом случае всегда найдешь выход.

А бесконтрольный страх — это просто паника» (Бонатти В.). 

 Преимущество женщин и детей при кораблекрушении оказалось мифом. 

Исследователи проанализировали исторические данные по выживанию пассажиров в кораблекрушениях и установили, что преимущество женщин и детей в таких ситуациях является лишь благим пожеланием - в реальности ситуация обстоит ровно наоборот.

Исследователи разыскали данные о выживших в 18 морских катастрофах, имевших место в прошедшие три столетия.

В общей сложности авторы проследили за судьбой 15 тысяч пассажиров и членов экипажа и установили, как вероятность выживания при кораблекрушении отличалась у разных половых и социальных групп.

Оказалось, что, мужчины в случае катастрофы выживают в среднем в два раза чаще, чем женщины.

Данные о выживании детей удалось найти только для 15 из 18 исследованных кораблекрушений, и они оказались еще ниже - шансы детей спастись составили всего 15 процентов.

Члены команды и капитаны кораблей в среднем выживают существенно чаще, чем пассажиры-мужчины - в 61 проценте случаев против 37.

Установленные цифры не зависели существенным образом ни от длительности самой катастрофы, ни от времени, совместно проведенного пассажирами и командой.

Шансы женщин на выживание оставались низкими, даже когда они составляли незначительную долю от общего количества участников катастрофы. Интересно, что различие между полами в этом отношении за последний век уменьшилось.

Исключением из рассмотренных катастроф является случай "Титаника". Его капитан распорядился помещать в спасательные шлюпки прежде всего женщин и детей, и, судя по рассказам очевидцев, это приказание исполнялось с оружием в руках. В результате, вероятность выживания женщин достигла 70 процентов против 20 процентов для мужчин.

Из этого авторы делают вывод о том, что в случае катастрофы люди обычно ведут себя по принципу "каждый за себя" и на такую ситуацию могут повлиять только решительные действия капитана.

Вероятность выжвания в лавине

Вероятность выживания в лавине зависит от степени погребения пострадавшего под снегом. При полном погребении (включая верхнюю часть тела и голову) смертность составляет более 50%.

При частичном (верхняя часть тела и голова остаются на поверхности) – 4%.

В последнем случае наиболее распространенными причинами смерти являются несовместимые с жизнью травмы.

Общий процент смертности в несчастных случаях с лавинами составляет около 23%. Эта статистика собрана в Швейцарии в период с 1981 по 1998 год.

Транспорт

Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. А вот автомобили считаются самым опасным средством передвижения. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта.

В наибольшей безопасности мы ощущаем себя в железнодорожном транспорте. Но по статистике количество аварий намного выше, чем в авиации. Обычно они не такие массовые и получают меньший общественный резонанс.

По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации — учреждение ООН, которое устанавливает международные нормы гражданской авиации), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях. 

Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть.

Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту.

Согласно этой статистике, из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых.

В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% людей, находившихся на борту

На фоне статистики авиакатстоф, не очень радужной выглядит статистика аварийности на дорогах.

Только в Российской Федерации за 2009 год произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 человека, а 257 034 получили ранения

К стихийным бедствиям

относятся землетрясения, наводнения, цунами, извержения вулканов, сели, оползни, обвалы, циклоны, сопровождающиеся ураганами и смерчами, массовые лесные и торфяные пожары, снежные заносы и лавины.

Ряд ученых не без оснований относят к стихийным бедствиям также засухи, эпидемии, эпизоотии, широкое распространение насекомых-вредителей, грызунов и др.

Некоторые из названных стихийных бедствий (пожары, обвалы, оползни) могут возникать в результате действий самих людей, но последствия их всегда являются результатом действия сил природы. Для каждого стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов, вредно воздействующих на состояние здоровья человека.

Больше всего люди страдают от наводнений (40% от общего урона), ураганов (20%), землетрясений и засух (по 15%). Около 10% общего ущерба приходится на остальные виды стихийных бедствий.

Землетрясение 

Землетрясение - единственная природная катастрофа, которая бьёт без предупреждения. Существует куча мифов о том, где стоит прятаться при землетрясении, но в отличии от популярного мнения вам стоит держаться подальше от дверей, не бежать наружу или вставать у несущей стены. Три слова, которые могут вам спасти жизнь это: упасть, накрыться и ждать.

Даже самые сильные землетрясения длятся минуту или две, поэтому затаитесь и ждите. Лучше всего прятаться под крепкими предметами вроде стола или стула, чтобы быть защищенным, в случае если на вас что-нибудь упадет. В любом случае подойдите к самому крепкому предмету мебели и прикройте голову руками...

В США при Национальном институте психического здоровья организован центр по изучению психических расстройств при критических состояниях, обусловленных стихийными бедствиями и катастрофами.

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в жизнеопасных ситуациях.

В соответствии с работами Национального института психического здоровья (США)

психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и восстановления.

Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.

Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых.

В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.

Фаза разочарования обычно длится от 2 мес до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения различных надежд.

Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы самим, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

Выделяются три фазы: предвоздействие, включающее в себя ощущение угрозы и беспокойства.

Эта фаза обычно существует в сейсмоопасных районах и зонах, где часты ураганы, наводнения; нередко угроза игнорируется, либо не осознается.

Фаза воздействия длится от начала стихийного бедствия до того момента, когда организуются спасательные работы.

В этот период страх является доминирующей эмоцией. Повышение активности, проявление само- и взаимопомощи сразу же после завершения воздействия нередко обозначается как «героическая фаза».

Авторы утверждают, что паническое поведение почти не встречается — оно возможно, если пути спасения блокированы.

С точки зрения известного путешественника Э. Бишона, в экстремальных условиях бесконтрольный страх может сделать из самого закаленного атлета «жалкого хлюпика или последнего скота».

И наоборот, если подобного страха нет, то даже «полудохлый заморыш может превратиться благодаря своей моральной стойкости в героя».

Деятельность отдельных групп людей в жизнеопасной ситуации определяется поступками каждого человека.

Фаза послевоздействия, начинающаяся через несколько дней после стихийного бедствия, характеризуется продолжением спасательных работ и оценкой возникших проблем.

Новые проблемы, возникающие в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т.п., позволяют ряду авторов считать этот период «вторым стихийным бедствием».

Рассматривая психические нарушения с позиций эмоционального стресса, Ф. Хокинг подчеркивает, что тяжелый стресс может вызвать непредсказуемые реакции. По его мнению, трудно измерить «внешний стресс и его взаимодействие с субъектом».

Тяжелые стихийные бедствия и катастрофы, не говоря уже о возможных массовых санитарных потерях во время войны, — трудное испытание для многих людей.

Психическая реакция человека на экстремальные условия, особенно в случаях значительных материальных потерь, гибели людей, может надолго лишить человека способности к рациональным поступкам и действиям, несмотря на «психологическую защиту», способствующую предотвращению дезорганизации психической деятельности и поведения.

Как показывает опыт, основные причины «рукотворных» трагедий достаточно схожи в разных странах при всевозможных катастрофах: техническое несовершенство машин и механизмов, нарушение технических требований по их эксплуатации.

Однако за этим стоят человеческие изъяны — некомпетентность, поверхностные знания, безответственность, трусость, мешающая своевременному вскрытию обнаруживаемых ошибок, неумение учитывать возможности организма, рассчитывать силы и др.

Сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но и в разумных пределах успокаивающими. Четкость и краткость информации делают ее особо действенной и доходчивой.

Отсутствие или запаздывание информации, необходимой для принятия рациональных решений во время или после стихийного бедствия или катастрофы, порождают непредсказуемые последствия. 

http://dvahvosta.com/

http://www.aquarun.ru/pis.html

http://lenta.ru/


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru



Tags: выживание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments