cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Влияние музыки на психофизиологию человека. Связь музыки и мироздания. New Age vs Classic.

Оригинал взят у selenadia в Влияние музыки на психофизиологию человека. Связь музыки и мироздания. New Age vs Classic.
Оригинал взят у elemental1111 в Влияние музыки на психофизиологию человека. Связь музыки и мироздания. New Age vs Classic.

Всё же не будет лишним отдельно прорекламировать лекцию Холопова "Влияние музыки на психофизиологию человека".

Простим автору технические неточности, некоторые его субъективные вещи, главное - суть. Настоятельно рекомендую к просмотру.

В качестве дополнения к лекции Холопова и одновременно в продолжение поста New Age vs Classic. В чём разница? далее на примерах из двух "музыкальных миров" затронем тему влияния музыки, настраивания слушателя на определённый лад или "нелад".

В журнале mixmag читал как-то интервью с видным представителем стиля minimal techno по имени Richie Hawtin, наиболее известного под псевдонимом Plastikman, а также интервью с резко ставшим популярным британцем Burial. Конкретные ссылки искать лень, но суть такова (в деталях могу ошибиться), что Ричи Хоутин, создавая треки для очередного своего альбома, находился в глубочайшем, системном жизненном кризисе.
И он свою боль, своё отчаяние буквально вкладывал в треки для сего альбома. А Burial просто в силу тяжёлых жизненных обстоятельств, которые довольно долго его преследовали, решил свои депрессивные состояния и настроения отразить в своей музыке.
Не буду разглагольствовать на тему того, что в итоге испытывает слушатель таких композиций. Предлагаю вашему вниманию три небольших примера от Plastikman и Burial. Вы сами всё поймёте, если послушаете.

Что за ужасный "пинг-понг" в голове был у Хоутина...



А вот настроения Burial'а



А теперь в качестве контрпримера Чайковский Пётр Ильич и его "патетическая" симфония номер 6, а точнее её четвёртая часть.
Брат композитора Модест Ильич Чайковский писал в 1907 году чешскому музыковеду Рихарду Батке:

Четвёртая часть — состояние его души в последние годы жизни — горькие разочарования и глубокие страдания. Он приходит к мысли, что слава его как художника преходяща, что сам он не в силах побороть свой ужас перед вечным Ничто, тем Ничто, где всему, что он любил и что в течение всей жизни считал вечным, угрожает бренность.
Ещё процитирую такое:

Финал начинается как скорбная песнь о разбитых надеждах, может быть — о погибшей жизни. Удивительна главная тема. Это почти та же мелодия, что и в побочной партии первой части. Она начинается теми же звуками, в ней те же интервальные ходы, тот же взлет пассажа. Но изменилась тональность — си минор, мрачный, траурный вместо солнечного ре мажора. Мелодия не доводится до конца — она недопета, словно не хватает сил, и сникает трагически, уже не способная к великолепному распеву...
Вторая тема, более светлая, на трепетном триольном фоне, также заимствована из побочной партии первой части, словно возвращает нас к другой ее стороне.
Таким образом, весь финал основан на отдельных мотивах темы, символизировавшей в начале симфонии прекрасный и, как оказалось, недостижимый идеал. Лирическая и скорбная медленная заключительная часть симфонии несет в себе образы не только печали, но и сочувствия, протеста против несправедливости судьбы, тоски по недостижимому, недостигнутому идеалу, преклонение перед ним.
Постепенно замирает, истаивает звучание. Завершился жизненный круг. Все растворилось в небытии
.



Разница есть, не так ли? Диапазон финала шестой симфонии невероятно богатый, полный драматизма, неистовых переживаний автора.
А в случае с минималистическим техно Хоутина и uk garage / dubstep от Burial мы имеем узко направленное, деструктивное, отрицательно влияющее музыкальное информационное сообщение, довольно бедное по содержанию (как бы не аргументировали сторонники минимализма в пользу того, что через минимум отражается максимум).

Различие и в том состоит, что продюсеры электронной музыки и композиторы-классики отражают качественно разного порядка внутренние состояния.

Поклонники минимализма должны помнить, что вслушиваться в глубину звука ради получения удовольствия от самого процесса может быть опасно "незаметными" параллельными влияниями:
1) Повторяющаяся, минималистическая, семплированная ["фрагментированная"] структура с гипнотизирующим ритмом (или гипнотизирующим, лишённым ритма эмбиентом) может уже пагубно повлиять (о чём было упомянуто здесь)
2) Эмоциональный, информационный подтекст композиции.

Имел огромное удовольствие слышать симфонию номер 6 живьём, в исполнении симфонического оркестра. С замиранием сердца следил за акустическим сюжетом композитора, ощущения просто непередаваемые. А перед шестой симфонией играли знаменитый второй фортепианный концерт Рахманинова.
Ушёл после того концерта совсем другим человеком. Перенастройка на новый лад, получение мощного противоядия от нью-эйджа с минимализмом свершились именно тогда.
Если бы же вживую Хоутин или Бариэл исполнили свои треки вкупе с агрессивными по своему воздействию световыми и всякими визуальными инсталяциями, то я бы и следить до конца не стал за этим шоу, скорее всего ушёл бы просто оттуда...

В качестве заключительной, на мой взгляд красноречивой краткой иллюстрации New Age vs Classic представляю
"Рай против Ада"
(извините, если кому отсылка к христианству не по нраву, можно переформулировать и иначе):




И только, было, собрался на этом остановиться... Но есть ещё некоторые немаловажные детали.

Вот, выше речь об эмоциональном наполнении, да... Скажем грубо, у академической музыки эмоции более сложные, богатые.
У музыки эпохи Нью-Эйдж эмоции (если берём в пример эмоционально начинённую музыку), как правило, просты и понятны всем и каждому. И благодаря этому как-то легко попадаются на её крючок. Можете представить себе алкоголика, который в нетрезвом, и даже депрессивном, к примеру, состоянии будет слушать академическую музыку? Нереальная ситуация.
Скажут, мол, академическая музыка и восприниматься не будет из-за её уже структурной сложности. Допустим. Но это один момент, второй момент кроется именно в сложности эмоций.
Классика практически не создаёт эмоционального маятника (Холопов об этом феномене говорит в лекции).
То ли дело послушать попсы с радостным, заводным ритмом, да. И настроение улучшится вроде как. А есть даже обратный феномен: грустная музыка вызывает позитивные эмоции:

Люди слушают грустную музыку, чтобы справиться с негативными переживаниями, а иногда просто ради удовольствия. Такая музыка утешает, и, слушая ее, мы начинаем чувствовать себя лучше. Также грустные песни позволяют испытывать печаль и избавляться от негатива без последствий для повседневной жизни.

Многие респонденты отметили: когда они были в плохом настроении, грустная музыка часто улучшала их состояние, создавая эмоциональный толчок. Такие песни помогают выплеснуть свои эмоции. Они подталкивают людей к размышлению и переоценке своих переживаний, мыслей и чувств.

///
Я сталкивался с таким в своей музыкальной истории. На грустной музыке сидел плотно очень долгое время.
Получается, мы имеем здесь зависимость от музыки своего рода. То есть мало того, что нас гипнотизирует (как бы привязывается к нам) лишённый ритма эмбиент или, скажем, ритмичная танцевальная электроника уже своей минималистической, повторяющейся, семплированной ("фрагментированной") структурой и более того, даже от этого в голову лезет и играет там, мешая думать, так ещё и эмоциональная зависимость.
Зависимость от эмоционального маятника. То в грусть, то в радость... Туда-сюда, туда-сюда...
Обладает классическая музыка такими свойствами? Почти нет, только в некоторой степени засоряет "эфир" в голове. Но тут рецепт простой: живые концерты.

Народная музыка. Про традиционную/этническую/народную музыку ничего не было говорено ещё. Дело в том, что здесь много подводных камней кроется:

0. Что касается прослушивания этнической музыки чуждых нам культур, народов, то здесь я против этого. Да, можно прикоснуться, попытаться понять их и так далее. Экзотика там, то, сё. Но зачем это всё?
Лучше самих себя понять пытаться.

И, вообще, аргумент в пользу изучения культур, дружбы народов через межкультурный диалог и обмен - это всё, господа, скорее удел глобалистов, "общечеловеков" и тому подобных граждан, которые, кстати, в этом смысле рифмуются с Нью-Эйджем (мультикультурность, глобализация и т.д. - характерные атрибуты оного). СССР с "дружбой народов" точно также рифмуется. Все попытки построить диалог и т.д. - ерунда полная, получили только рассеяние и разваливание русских Родов, что положительным для не являющихся общечеловеками быть никак не может.

0'. New Age породило направление под названием World Music. Это просто безобразный клон музыки народов мира. Тут вам винегрет из азиатского, австралийского, африканского, кельтского...
Слушать World Music - это ещё хуже, чем пункт 0. Конкретно, для накачки мультикультурной музыкальной информацией потенциального "общечеловека".

PS Рекомендую к прочтению краткий раздел "ХХ век" в статье об этнической музыке. Там о влиянии восточной музыки на американских композиторов (в том числе, на минималиста Джона Кейджа), на рок-музыкантов, о ямайском регги, о, безусловно, нью-эйджевском всплеске интереса к этнике в 1980-х: world music, пересечение с роком, поп-музыкой, эмбиентом.
Мы ещё всего этого в подобном ключе в следующем посте коснёмся. Кстати, слушая поп-музыку с латиноамериканскими, например, этническими элементами, или эмбиент с этникой австралийских аборигенов, на что мы косвенно настраиваемся, информацию каких культур впитываем?

1. В начале 20 столетия появилась звукозапись. Можно ли говорить о том, что, допустим, записывали реальных певчих бабушек из глухой деревни или людей "в пиджаках"? Ну, имеются ввиду профессионалы, окончившие консерватории. То есть мы сталкиваемся с вопросом подлинности, истинности народной музыки. Зачастую записанная на грампластинки или CD музыка - это эрзац-народная музыка, но могут быть и редкие исключения. Разобраться что есть что - проблематично.
Вопрос истинности "фолка", "народной музыки" - это дебри конкретные. Можно интересные вещи выцепить в лекциях Андрея Горохова об этно-музыке (московский и донецкий варианты), если кому надо. Но приготовьтесь к тому, что Горохов в лекциях - словно шут гороховый, фамилия "говорящая" в этом случае ещё как:)
И рассуждает он несколько в русле глобализации. Не останавливаюсь на этом пункте.

2. К сожалению, явления урбанизации, вымирания деревень крайне разрушительны для аутентичной народной музыки.

3. ...

Нас интересует пара New Age vs Classic, это предмет нашего исследования. И хотя в идеале традиционная музыка была бы ближе нам. Мы поговорим сейчас о характерных или даже интересных особенностях западноевропейской классической музыки. Нам это пригодится и для понимания следующего поста. Подойдём к сему с общих позиций, обратимся к понятиям академизма и классицизма в рассуждениях "музыкального критика" (трудно определить его подобным образом) Андрея Горохова:

Классицизм неразрывно связан с академизмом. Классицизм — это зримое торжество конформизма с законами мироздания, это формализм, воспринимаемый как прямое продолжение законов природы. Скажем, академическая живопись предполагает «правильное» изображение трёхмерных тел на плоскости — то есть знание законов освещения тел, законов перспективы, законов цветовой гармонии, законов анатомии, законов композиции.

Академизму противостоит прихоть, произвол, провокация, непоследовательность, несерьёзность, апелляция к частному, уникальному, необобщаемому. Как только появляется учение о гармонии, учение о ритмике, как только становится ясно, как творить художественный продукт — ставь галку: академизм, классицизм, консерватизм, толковый словарь, энциклопедия.

Я под академизмом имею в виду вовсе не плохое искусство, которое делают академики, а свойство западноевропейской культуры: познал законы природы (или, скорее, решил, что познал) — строй академию.

Классицизм — это видимая реализация вневременных идеалов и истин. Классицизм — это монументальный и дидактический идеализм. Классицизм — это здоровье, это норма, это должное положение дел. Ему противостоит дилетантство, аутсайдерство, пародия, коллаж, карнавал и канкан, голые задницы и погромные настроения.


Теперь о связи с мирозданием и его устройством.

Есть такое понятие как "музыка сфер" или гармония сфер: Гармо́ния сфер, гармония мира (др.-греч. ἁρμονία ἐν κόσμῳ, ἡ τοῦ παντὸς ἁρμονία; лат. harmonia mundi, harmonia universitatis и др.), мировая музыка (лат. musica mundana) — античное и средневековое учение о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической философских традиций.
Суть гармонии сфер в изложении Аристотеля следующая: «Движение [светил] рождает гармонию (ἁρμονίαν), поскольку возникающие при этом [движении] звучания благозвучны (σύμφωνοι ψόφοι) <…> скорости [светил], рассчитанные в зависимости от расстояний [между ними], выражаются числовыми отношениями консонансов (τοὺς τῶν συμφωνιῶν λόγους)»


Когда я прочитал, то меня это потрясло. Есть и ещё интересности, связанные с последовательностью Фибоначчи:




Таким образом, академическая музыка несёт в себе загадки, сопряжённые с математикой, более общо - устройством мироздания и является гармоничной в полном смысле этого слова.

Что же несёт музыка - антипод академической? Иррациональность звука, внутреннюю сложную устроенность оного? Отражение максимума через минимум? Дисгармонию, может даже?

///

Есть ещё нюанс, связанный с возрастными-временными-ностальгическими проявлениями. Музыка последних десятилетий оставляет своеобразный след в памяти. Мол, в молодости/детстве я её слушал и теперь ностальгирую о том, как мне хорошо тогда было.
Вспоминаются в этом аспекте дискотеки 80-х и 90-х, да и не только они. Хорошего здесь мало, ибо сие есть свидетельство нерадужного настоящего и, может быть, даже будущего... И настолько у разных поколений получается разная ностальгическая музыка, что будет сие вдобавок их разъединять.
При этом народная музыка находится вне времени, связывает многие поколения. Однако мы условились не рассматривать её. Отсюда стоит перейти к заключению, которое будет своего рода мостиком в дальнейшие рассмотрения минимализма, Нью-Эйджа и многого с ними связанного.

Классическая музыка значит буквально "образцовая". Образец, существующий вне времени. Классическая музыка ориентируется на структурное и вневременное, а музыка ХХ века, выросшая из минимализма и трансформировавшаяся в Нью-Эйдж ориентирована на преходящее, на звучание.

Об ориентации музыки, об истоках сложившейся ситуации мы поговорим уже в следующем посте моего музыкально-мировоззренческого цикла


Tags: необычное, непознаное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments