cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Почему мы не свободны в нашем мнении

Оригинал взят у dmitriyraevskiy в Почему мы не свободны в нашем мнении. Часть 1

Писал уже о том, что практически ни одно убеждение, которое мы считаем своим, таковым не является. "Наше" всегда формируется под влиянием уже имеющегося - так с самого рождения.

Сначала это впитывание "правил игры" в этом мире под влиянием родителей. Примерно до 3-хлетнего возраста ребенок впитывает у родителей устои, принятые в семье, манеру поведения и т.д. Он просто как губка их впитывает и перенимает.

Затем это социум и "правила игры" в нем. Кто у нас тут в садике главный: тот кто у всех отобрал игрушки или тот, кто их все раздал?)
Затем это подростковый возраст и протест против всех впитанных правил, поиск "своей" компании, "своего" интереса. И разные эксперименты в этом поиске, включая самые экстремальные.

И к 21 году, если все шло как дОлжно, считается, что личность сформирована. И сформирована она, как мы видим, под влиянием всего перечисленного. Так личность человека - это уже некий конгломерат представлений о мире, где человек как в копилку впитал и собрал ту основу, с которой ему и предстоит жить во взрослой жизни. В буддизме существовало такое правило, что до 20-21 года в Сангха принимать нельзя или только в самых исключительных случаях. Не по этой ли причине, что личность еще не сформирована и не стабилизирована, и инструменты познания еще не опробованы, хотя бы в первом приближении?

А что дальше? Дальше мы уже по-идее готовы к тому, чтобы получать свой уникальный опыт и становиться самим источниками убеждений. И опять же оговорюсь, что готовы мы такими становиться в том случае, если процесс индивидуализации и социализации до 21 года прошел как по маслу и как задумано, а не как "само получилось". К сожалению, идеальным процессом становления личности в нашем обществе не может похвастаться почти никто, поэтому еще много лет мы тратим силы на то, чтобы исправить последствия и воспитания, и впитанных в детстве каких-нибудь кривобоких убеждений, ну и сами можете представить себе каких проблемных вещей.

К чему я веду. А к тому, что большинство людей зрелости личности так и не достигают, так и продолжая быть подверженным влияниям разных убеждений - как это и предусмотрено природой для процесса формирования и становления личности. А другая половина достигает этой зрелости годам в 40, и то в случае, если действительно этого хочет, действительно напрягается ради этого - иначе было бы как у первой группы.

То есть, довольно долго у нас уже во "взрослом возрасте" психика работает по законам детско-подросткового впитывания "чужого" и следования " не своему", не своей уникальности. И эти процессы продолжают быть для нашей психики первичными, хотя после 21-летнего возраста должно бы стать наоборот - поиск "своего" прежде "чужого". Такая психика очень зависима и реагирует-перенимает чужое как свое, почти не фильтруя. Это болезненное состояние общества, и с этим стоит что-то делать.

Почему и зачем?

Прежде чем я напишу пост-ответ на этот вопрос, я хотел бы задать его вам.
Как вы думаете: имеет ли место инфантильность общества? И если да, то как вы думаете, откуда она взялась и как мы можем изменить положение дел?


+ Оригинал взят у yura_turist в Почему мы не свободны в нашем мнении. Часть 2
Оригинал взят у dmitriyraevskiy в Почему мы не свободны в нашем мнении. Часть 2

Социум имеет свои законы. Многие из них мы знаем, о некоторых догадываемся. Сформулирую самые важные на мой взгляд.

1. Закон Парето.
Это закон, названный так в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето. Он его сформулировал как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Для социума этот принцип может быть сформулирован так: 20% активной части определяют направление движения остальных 80%. В любом социуме есть костяк активистов, и если вы присмотритесь, то с удивлением обнаружите, что главный тон задают именно они. А остальные принимают их образ жизни и убеждения. Я бы назвал этот принцип принципом активной и пассивной частей, где активных 20, а условно пассивных 80%.

2. Принцип 5%.
Некогда был проведен эксперимент с обезьянами, живущими на соседних островах. На каждом острове их было порядка 150 существ. Островов 6, следовательно, всего обезьян 900. 45 из них было внушено есть бананы, снимая с них кожуру. Все 45 находились на одном острове, поэтому стадное чувство касательно остальных 105 понятно. Интересен тот факт, что обезьяны с других островов тоже начали снимать кожуру с бананов, хотя прямого контакта со своими сородичами не имели. Это и называется принципом 5%. Достаточно внедрить какой-то факт 5% существ, как остальные, независимо от того, где они находятся, будут повторять это действие.

Чтобы это повторение началось, у объектов должны быть схожие условия. Например, в концертном зале, стоит 5% зрителей начать хлопать, как остальные тут же подхватят, и уже все помещение будет аплодировать. Это же касается и факта вставания со своих мест. Редко когда люди встают одновременно, пораженные выступлением. Чаще всего, это действие цепной реакции. Причем, цепной реакции такой: 5% заражают 20%, а уже остальные 80% подхватывают после 20.

3. Социум формируется лидером.
В природе существует феномен, когда стая без лидера - просто грызущееся между собой собрание особей. Но как только появляется лидер, в стае выстраивается структура вертикалей и горизонталей. То есть, лидер - как стержень в магните - создает воекруг себя магнитное поле, или структурированный социум.

Провели такой эксперимент в рыбами в аквариуме.
Вычислили лидера - за ним плавали все. И разделили аквариум на 2 части. В одной остался лидер, а другая часть соответственно осталась без него. Первые (с лидером) продолжали спокойно плавать в направлении лидера и не утеряв структуры стаи. Вторые (без лидера) распались и стали хаотично плавать в разные стороны. Но не долго. Через какое-то не очень продолжительное время из рыбьего хаоса выделился лидер, и рыбы выстроились в стройную структуру.
Аквариум снова поделили, и снова тот же результат. И делили до тех пор, пока в одной из частей не осталось только 2 рыбы. Но даже и между этими двумя через какое-то время наступило согласие, и одна из них стала лидировать, а вторая следовать за ней.

4. Принцип: социум созидается согласием лидеров и разрушается их разногласием.

Замечено, что в сложной структуре, где есть несколько лидеров, какое-то время между ними происходит притирка. И если они смогут договориться, то коллектив сплачивается, и совместные дела сплоченного коллектива становятся более эффективными. Если не договариваются, то коллектив распадается, и совместные дела малоэффективны. Есть и те, кто становится в оппозицию лидирующему среди лидеров мнению, и тогда он становится изгоем лидерской среды, или маргиналом.

5. Каждый лидер - это носитель идеи. И именно вокруг этой идеи и собирается социум, а не возле человека. Приверженность идее и есть одно из свойств, которое делает человека лидером. Идеи правят миром, Платон был прав. Они правят миром через лидеров.

6. Идеи бывают как ведущими к разрушению, так и ведущими к созиданию. Идеи бывают как законными (несущими в себе созвучие Космическим Законам), так и не законными - изобретенными людьми и несозвучными Закону, или тому как заложено самой Природой.

7. Все царства Природы на земле подчинены законам социума человеческого. Меняется социем людей и те законы, которыми люди живут, - меняются и законы царств природы. То есть, царства природы на планете копируют, перенимают законы человеческого социума. И если в обществе принято воевать и отнимать друг у друга блага, то и животные, и растения, и даже мельчайшие микроорганизмы будут воевать между собой. Если в обществе станет модно сотрудничать, то и среди растений, животных и микрожизней будет в моде мир и сотрудничество.

И лидеры людей задают тон жизни на планете.

Таковы основные принципы построения человеческого социума и влияния его на жизнь всей планеты. Есть и другие, буду рад дополнениям. Но почти все они вытекают из перечисленных основных.

И теперь, зная об этих принципах, давайте вернемся к первой части наших рассуждений и ответим на вопрос: что же происходит в нашем мире? Отчего общество больно инфантилизмом и МОЖЕТ ЛИ каждый из нас что-то предпринять на своем месте, чтобы стало иначе?

А над вопросом КАК можно подумать в следующий раз.

п.с. Большое спасибо за ваши реплики к первой части - они были очень по делу, приятно читать неравнодушных людей.

продолжение следует...

Tags: человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments