cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Categories:

Почему русский язык великий и могучий. Часть 1

Оригинал взят у sokura в Почему русский язык великий и могучий. Часть 1

В продолжение этой записи

Часть 2: http://sokura.livejournal.com/8019198.html

Источник: http://www.proza.ru/2013/11/27/620
Автор: Андрей Козлов Кослоп

Общий ответ, наверное, будет звучать так: большая территория, много населения, « большой рынок для единого языка» сделал его самым массовым славянским языком. Другие славянские языки имеют гораздо меньше число носителей (белорусский, украинский, польский, словацкий, язык русинов, чешский, болгарский, сербохорватский, македонский, словенский, язык лужицких сербов). А раз их меньше, то и языки у них не такие великие и могучие.

Это, конечно, уход от ответа, тавтология. И мы вопрос переформатируем: почему же массовый славянский язык возник здесь, почему не там, почему летописный «един язык славенск, сидевший по Дунаю и Днепру» не создал феномена столь же для всех славян единого современного языка, а славянский № 1 в виде русского языка распространился лишь в «пространстве российского мира» (сейчас это называют «постсоветское пространство»)?

Западные славяне или, скажем, западные украинцы нередко настаивают на том, что они подлинные славяне и их языки наиболее славянские. Возможно, даже можно согласиться, что в западных и южных славянских языках имеются какие-то архаичные славянские явления, которых гораздо меньше в русском. Но факты всё же таковы, что «самым славянским» языком не только в силу численности им пользующимся, но и в силу лингвистических фактов является русский. Русский язык, по сути дела, даже можно назвать просто славянским. Раньше он так прямо и назывался, только в силу того, что этот язык имел хождение в русских этносах (ныне считается, что таких этносов три: русский, белорусский, украинский), ему дали название по месту применения «русский» (язык тех, кто живёт на Руси). Термин же «славянский язык» со временем закрепился лишь за языком Библии, других старых текстов, то есть, языком Кирилла и Мефодия. Логически современный русский язык мог бы называться современным славянским (подобно тому, как есть термины староанглийский и английский, старофранцузский и французский), но раз уж страна называлась Русь, а не Словакией-Словенией, утвердился термин русский.


Технический ответ продемонстрировал русский ученый и философ Н. Трубецкой. Русский литературный язык (язык образованного сословия, документов, письменности, официального делового и государственного общения, который принципиально отличается по своим функциям и свойствам от разговорного и бытового) возник как на основе восточнославянских диалектов Москвы и Примосковья, так и расхожих версий старославянского (он же славянский, церковно-славянский, древнесербский, древнеболгарский). Все прочие литературные славянские языки возникали, во-первых, гораздо либо несколько попозже литературного Russian, во- вторых, исключительно на основе местных разговорных наречий, иногда с добавлением элементов литературных языков славянских соседей.

Но каким образом литературный русский язык (язык Федора Курицына, Ивана Грозного, Андрея Курбского, протопопа Аввакума, Татищева, Ломоносова, Фонвизина, Баркова, Крылова, Карамзина, Пушкина) оказался смастачен почему-то ещё и из книжно-церковного старослава? Массовость и тотальность религиозности в средневековой образованности ответа на вопрос не даёт. Ведь если католики (чехи и поляки) мало пользовались церковным старославом, то сербы, болгары, украинцы, белорусы пользовались Библией Кирилла и Мефодия в той же мере, что и на милом Севере Святой Руси.

Теперь попытаемся рассмотреть, что из себя в лингвистическом отношении представлял собой тот народ, которым довелось создать «великий и могучий». Этот народ был в основном крестьянским (то есть, сельским землепашущим, разводящим коров, овец, кур и гусей населением, собирающим грибы-ягоды, охотящимся за рябчиками и зайцами). И эти крестьяне почему-то назывались «христиане». Интересно же. Дворяне и бояре из Москвы, городские купцы из Твери, ремесленники из Пскова тоже были христиане, но только крестьяне удостоились такого названия. Можно предположить, что «крестьянин» это этноним, подобно тому, как боснийских югославов зовут «мусульмане». Совершенно естественно, что население Руси, получившее крещение, стало называться «христиане-крестьяне». Тут, если мы возьмём на себя роль скрупулёзного следователя, два подозрительных пунктика: вместо «х» мы имеем «к», и «христианами» с буквой «К» называют исключительно селян. Сразу скажем, что до полного лингвистического разрешения этой загадки мы стремится не будем, так как лингвистические тонкости, компаративистика, фонетические переходы – это штуки, требующие специальной подготовки и тут можно наломать не совсем научных дров и просто запутать «простого» читателя. Пойдём понятным для нас путём.

На территории классической Московской Руси, образовавшейся изначально из Московского и Тверского княжеств и Новгородской и Вятской боярских республик (в наше время бытует гипотеза, что Господин Великий Новгород 15-16 веков - это не нынешний Великий Новгород между Псковом и Питером, а земли вокруг «Золотого Кольца»: Ростов , Ярославль, Суздаль, Нижний Новгород и т.п.), изначально обитали преимущественно финно-угорские народы. Летописи называют мерю, мурому. Этнография и лингвистика имеет представление об уральской языковой семье, народы которой распространены по всей северной Евразии. Вся топонимика «классической Руси» испещрена финно-угорскими названиями: Москва, Нева, Волга, Кама, Печора, Онега и т.д. и т.д., - всюду и везде названия или остатки названий населения, говорившего на языках уральской семьи. Есть государства, где «уральцы» являются титульным народом: Финляндия, Эстония, Венгрия. В России живет большинство таких народов по наименованиям, хотя численно их не так уж много. Это карелы, лопари-саамы, вепсы, коми, мари, эрзя, мокша, удмурты, ханты, манси, ненцы, юкагиры. Иные из этих народов имеют свои автономии, но и в них они совсем не большинство. Чем больше Русь-Россия урбанизируется, тем меньше остаётся, помнящих своё родство вотяков, черемисов, мордвинов, зырян, вогулов и остяков.

Термин «русский» (обратим также внимание) изначально означал не название этноса, а подданных государства Русь. Воинов рюриковских дружин Русские называли русь/рось, им принадлежала Святая Русь, а прочее рядовое население Руси называлось по правилам русского словообразования «русскими», то есть, относящихся к руси/роси. То есть, «русскими» в Руси Рюриковичей были и меря, и мурома с Ильей Муромцем, и мордвин патриарх Никон ,и другой мордвин протопоп Аввакум . Мордовское портфолио Протопопа Аввакума - не курьёз вроде африканского происхождения Пушкина. Русь была населена финноуграми, которые медленно и плавно ассимилировались со славянами. Одни навыки и опыты (как позже славянская письменность в виде христианской Библии) были привнесены славянами. Но культура северного лесного быта: избы, бани, туеса, гусли, пимы-валенки, пельмени, треухи, деревянные ложки, географические, профессиональные термины в сфере крестьянского хозяйства, охоты, рыболовства (специалисты по диалектам приводят тьму примеров), - достались нам от наших финно-угорских предков.

Славянского завоевания финской Руси, подобного завоеванию западными европейцами Америк, не было. Славяне оказывались на Севере по той же причине, по которой там оказались и финноугры, или те, кто были до них: легендарные гипербореи, охотники на мамонтов древней тундростепи, или же, как полагает индус Тилак, циркумполярные арийцы (ны премного сумняшеся). Сюда мигрировала спонтанно та спокойная небольшая часть населения, которая не могла остаться ни на своих прежних землях, ни пробиться на густозаселенный юг, но которая спонтанно и вынужденно отходила на север, и которой удавалось там осесть и адаптироваться. Возможным это было лишь в симбиозе с местным «дерсу узалами», уже приспособившимся к «суровым» таёжным условиями.

«Сибирь», «суровый», «север» – слова, по нашей гипотезе однокоренные, восходящие к корню «сыр» (сырой, холодный). Эта северная суровая зона, поросшая бореальными лесами («бореальный» восходит к греческому «борей», то есть «северный») не только влияла на характер техники, промыслов, этот климат стимулировал развитию особых комплиментарно-экзогамных социальных отношений (конечно же, это были не «социалистические отношения» в марксистско-ленинском смысле, но всё же содержащие эту тенденцию в принципиально большем отношении, чем южане, так что воспитывался особый соборно-общинный менталитет). Параллельно посредством подсечно-огневое земледелие создавало немалые зерновые излишки, так что росло население и развивались торговые отношения, в том числе и международные.

Исследования генома населения, которое относят к классическим русским, показывает, что северная полоса Руси имеет генетику финнов (уральцев), а южная поляков и белорусов (лиц со «славянской внешностью»). То есть, ассимиляция была минимум в обе стороны. Финно-угорское население жило общинным сельским бытом и всё больше становилось двуязычным. Такое двуязычие разрасталось. Русскоязычие городов было, естественно, наиболее стремительным, так как здесь осуществлялась торговля, политическое и религиозное общение, здесь были культурные центры. Но подавляющее большинство населения Руси продолжало жить на селе (деревня – означает место, где «содран» лес, в финском контексте подобные же термины: шутем - пашня среди леса, кожма, козэль – населенный пункт или страна среди хвойного , елового леса ). И в этом мордовско-марийском селе русскоязычие складывалось исключительно на основе церковного старослава, так как в быту люди говорили на своих родных языках. По традиции русского христианства священники (и тем более низовые, деревенские) выходили из «мужиков», то есть, в частности из самих финно-угорских общинников. Семейно-бытовой язык таких священников был аборигенный (и как мы показываем в очень многих случаях не славянский вообще, так что эта ситуация даже наблюдалась в 17-19 веках, то есть, гораздо позже возникновения Руси) . Естественно литературный язык - не только язык письменных текстов, это также реальный слой повседневной речи «образованного сословия». Так что низовая и самая широкая часть образованного сословия в своей речи неизбежно широко пользовалась именно старославом. Поэтому именно славянская речь финно-угорских священников и их паствы («крестьян») оказалась причиной того, что русский литературный язык вобрал в себя широкий пласт старославянского языка. Так что синтез московских славянских говоров (московское койне) и церковно славянского языка в русском литературном не является результатом какого-то замысла, особого клерикального пафоса или гениальной лингвистической предприимчивости, синтез был совершенно естественным.

В нашем языке (современном литературном русском) есть схожие корни из двух разных языков «молоко» - из «московского койне», а «млекопитающий» – из церковнославянского. Это привело к увеличению синонимов, а также собственно старых грамматических, лингвистических форм, которые в обычных «нелитературных» говорах, имею тенденцию упрощаться.
Кроме «удвоенности» корневой базы и «древности» старославянской компоненты в современном русском важна также и его кириллическая азбука. Кириллица, говоря кратко, эффективней латиницы, главным образом потому, что в ней есть две пары букв, отражающие парность гласных фонем. Парность гласных фонем можно считать правилом, но в латинице парных гласных букв нет, так что для обозначения таковой парности приходится использовать диакретические знаки или специальную транскрипцию. Не исключено, что под влиянием латиницы естественный язык портится. В русской письменности утвердилась так называемая морфологическая письменность, что также правильно и удобно, так как способствует сохранению ощущения корневых парадигм.

Скорее всего, древний славянский или ещё более древний праславянский язык был одновременно праиндоевропейским, ведь общность индоевропейских языков и их множественность предполагает общую прародину, и таковая прародина должна быть неким большим ареалом, из которого выйдут народы, заселившие Европу, Иран, Индию. У индоевропейских языков есть ещё одна важнейшая особенность: они являются флективными. То есть, для этих языков характерно чередование фонем, гибкое их изменение. Причиной такой гибкости, такой разности (даже в одном языке) мог быть тот факт, что на территории языкового генезиса происходило неким закономерным образом общение разноязыких народов. То есть, праиндоевропейцы должны были жить на достаточно большой равнине (пригодной для жизни, конечно), не окруженной специальными консервирующими препятствиями. Равнинное пространство от Дуная до восточно-европейской равнины как раз является таким пространством.

За пределами «прародины» праиндоевропейский язык распадался, но на территории Восточно-европейской равнины, благодаря двуязычию так называемых народов Поволжья, славянская версия праиндоевропейского языка законсервировалась в виде «великого и могучего».

Вопрос о финно-угорских корнях русского этноса игнорируется. Просто мы не привыкли. Даже паспортные мордвины и коми-пермяки, порой удивляются, узнавая от папы или мамы о своих корнях. Но наука совершенно чётко выявила наш финно-угорский генезис. Блок понимал, что Русь – это «финская Русь».

Сейчас мы не помним, что означал термин «рос», или что означал термин «русские». Да и происхождение слова и его применение – совершено разные вещи. Крестьянин вовсе теперь и не обязательно христианин, это сельский крестьянин колхозник, фермер. Крестьянами могут быть башкирские, татарские крестьяне, посещающие мечеть. «Русские» означал в древности то же, что сейчас «россияне», а до 91 года «советские». Изначально слово «рось» означало род (родовитый, благородный, родня, Родина). То есть, Русь-Россия это слово в этимологическом отношении родственное слову Родина.

Рось означало, что власть принадлежит благородному (то бишь, легитимному) роду. Постепенно термин распространился и на подданных. Рюрики, дружина – это рось-русь, а поданные этой роси – росские-русские. В конце концов, разница стала понятной только историкам.

Финноугры были самым древним и изначальным элементом русского народа. Финно-угорские соседи России сохранили в своих языках память о нашей русской истории. Эстонцы называют Россию Венемаа, а финны – Веная, русских они называют «вене». Вене – это венеды или вятичи, они же так называемые вятские-хватские, чьи древние бояре поучаствовали в создании Московского государства в конце 15 века. Вене—вятич - родственные слова по той же парадигме, в которой родственным являются мята-ментол, пять-пента, зять-жених(генетика). То есть, совершенно очевидно, что вене - это вятичи-венеды. Корен «вен», по-видимому, тот же, что в словах «венец», «веник», «венценосный». Также этимология возводит «вятичей» к имени Вячеслав, древний легендарный князь Вятко. Венец – атрибут монарха, ровно как и корона для короля. Король значит коронованный, вятич – венценосный. То есть, для древних финнов и эстонцев Русь была страной королей- монархов. Шведы называли Русь «Гарда Рики» (страна городов), города же были древнейшими государствами (полисами). В них были боярские парламенты – вече, но были и венценосные князья.

Говоря об этносе, видимо, также сопряженным с политическим центром, мы ищем эпицентр генезиса. Прародина славян всё ещё не нашла консенсуса. Чем дальше в прошлое, тем самостоятельных центров больше. Наиболее возможно предположить, что первоначальное место расселения и образования славянского этноса это Дунай («там тепло, там яблоки»). Название Дуная прочитывается из славянских языков и откровенно созвучно Днестру, Днепру, Дону. Так или иначе до сих пор на Дунае живут славяне, а те народы, которые заселили Дунай после славян сохранили и славянскую топонимику и оставили иные следы прежнего обитания там славян. Факты древнего славянства таковы, что славяне оказывались в рамках государств иных народов. Южные славяне были в контексте греческой Византии. Славяне Западного Причерноморья были покорены булгарами (Болгария считается первым славянским государством, так позже завоеватели булгары перешли с тюркского языка на славянский). На левом от них берегу расположились румыны. Ещё выше по Дунаю - венгры, а верховья Дуная освоили немцы. Государственность, созданная собственно славянами, создавалась славянами, поселившимися к северу от Дуная.

Здесь в качестве «земли обетованной» указывают земли на равнине между верхним и средним Днепром, Вислой и Западной Двиной. Это так называемое Полесье. Со словом Полесье созвучны этнонимии древнеславянского племени поляне и собственно поляками. То есть, возможно, что поляне и поляки происходят не о полей или полян, а от полесье. Это в частности подтверждает ещё одно название поляков – «ляхи» (прямое указание на лес). Здесь же в Полесье мы обнаруживаем другие славянские племена: древлян и дреговичей.

Для этногенеза необходимо некоторое достаточно большое и пригодное для жизни пространство, но также естественные ограничители, которые консервировали этнос, останавливали новые этнические вариации. Северное относительно Дуная положение Полесья выдвигало такие ограничители, как суровый климат и множество болот (среди которых, кстати, даже в годы Второй мировой, во множестве существовали армии советских партизан).

Есть наблюдения, что первые государства возникали при соприкосновении разноплеменных этносов. Возможно, что государство Пруссия, таким же образом как позже Великое Княжество Литовское было основано и управлялось восточными славянами. В пользу этой гипотезы говорит также и тот факт, что балтийские племена более архаичны по языкам и дольше сохраняли свой догосударственный быт. Славяне, вытесняемы с Дуная и других центральное европейских территорий румынами, булгарами, венграми, немцами, были более военизированы, чем балты, их дружины были больше численно, так что гипотеза, что во главе пруссов были славяне естественна. Слово Пруссия очень напоминает возможное слово Поруссия (парадигма: Полесье, Поморье, полабы), в «прусском словаре» встречается термин «криво-кривайтис», так пруссы называли верховных жрецов своего главного города Ромово. Латыши и по сей день называют русских «криеви». Литературные источники 15-16 века так же говорят о пришествии Рюриков из Пруссии, на что историки выдвигают предположение, что это легенда, очевидно, что так думают под влиянием официально принятой прогерманской «норманнской теории».

Tags: Руский Дух, Руский Мир, Руский язык, Светая Русь, руские
Subscribe

  • Приятных сноф

    Эротика в парке: Извивается дерево Подобно русалке (вечернее эротическое хокку) Не проходите мимо, братья и сёстры: у природы юмор очень острый!…

  • На это место уж нету карты

    . "Только старенькое" Песни А Городницкого Из документального фильма А Городницкого и Н. Касперович Alexander Lavrov 439…

  • 3 (16) августа 2021, понедельник

    6 Тайлѣтъ 7529 Мѣсѧцъ Завєршєнiѧ Понєдєльникъ 9 - Лѣто в кругє лѣтъ ( Зєлёный Змєй) Дєнь Алєксандра Мудрого (Дєнь Памѧти Прєдков)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments