cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Средняя Азия на мушке Вашингтона США проникают в «мягкое подбрюшье» России

Оригинал взят у askudashev в Средняя Азия на мушке Вашингтона США проникают в «мягкое подбрюшье» России
Оригинал взят у zyrianin в Средняя Азия на мушке Вашингтона США проникают в «мягкое подбрюшье» России
Оригинал взят у marija_vera в Средняя Азия на мушке Вашингтона США проникают в «мягкое подбрюшье» России

Средняя Азия на мушке Вашингтона

США проникают в «мягкое подбрюшье» России

04.12.20150190



Роберт Хеда (Robert Cheda)

Недавний саммит США — Средняя Азия был призван открыть новую главу в истории региона. Цель американцев — стратегическое присутствие в этой части Азии после завершения афганской операции. Для местных властных режимов — это шанс на сохранение относительной независимости от Москвы и Пекина на фоне того, что Россия и Китай продолжают размышлять над восстановлением баланса в азиатской геополитике.


Постсоветская Средняя Азия, то есть Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан — это для Вашингтона настоящая terra incognita, хотя уровень географического образования американцев наверняка повысила военная операция в соседнем Афганистане. В 2001-2014 годах несколько сотен тысяч американских военных служили на ротационной основе в этой стране и пользовались логистическими и транзитными центрами постсоветских азиатских республик. В таком ключе строились и отношения США с регионом, который приобрел в стратегии Госдепартамента роль незаменимой базы афганской операции.


Таким образом поле для дипломатического маневра у Вашингтона было ограничено с одной стороны вопросом надежной переброски персонала и грузов, а с другой — отношениями с Москвой, которая как бывшая метрополия претендует на доминирующую роль в бывших колониях. Контакты на Линии Москва — Вашингтон оказывали влияние на благосклонность отдельных стран региона к той или иной стороне, что отражалось на условиях пользования авиационными базами и транспортными путями. Такая ситуация также давала местным элитам шанс строить свою внешнюю политику на игре в лояльность, а это — сохранять в итоге относительную независимость. Тем более что рядом с Россией и США на арену выходил Китай.


Российские интересы


Региональные правила игры казались незыблемыми, пока в начале текущего десятилетия Россия не выступила с инициативой создания Евразийского экономического союза, видя в нем рецепт для восстановления доминирования на постсоветском пространстве. Поскольку такая идея Москвы ограничивала суверенитет азиатских республик, ни одна из них не встретила его с особым энтузиазмом. Даже Казахстан, который оказался в числе создателей союза, четко ограничивает свое участие экономическими интересами.


Несмотря на это России нашла способ, чтобы привлечь к проекту Киргизию, и интенсивно работает над привлечением Таджикистана, что не нравится ни Бишкеку, ни Душанбе. Однако Россия располагает целым комплексом инструментов влияния от политической и военной поддержки не слишком стабильных режимов до энергетической зависимости или игры на судьбе миллионов киргизских, таджикских и узбекских экономических мигрантов, которые спасают государственные бюджеты своих стран денежными переводами. Возможно, именно из-за такой недипломатической политики России опасения в ее отношении усиливаются, о чем свидетельствует реакция на украинские и сирийские события.


Ни одна из среднеазиатских столиц не поддержала аннексию Крыма, сочтя ее опасным прецедентом, который может повториться уже у них. Самые сильные возражения были у Казахстана и Туркмении, где проживают большие группы русскоязычных граждан или людей с двумя паспортами. Масла в огонь подлила сирийская операция, которую тоже не поддержала ни одна из стран, хотя Россия, Казахстан, Киргизия и Туркмения входят в Организацию Договора о Коллективной Безопасности, созданную для борьбы с терроризмом, экстремизмом и цветными революциями, то есть номинально — для защиты правящих режимов. Между тем сирийская операция была воспринята как угроза вторжения в регион, которому с самого начала его существования в современной государственной форме угрожают исламский экстремизм и терроризм.


Достаточно сказать, что октябрьский саммит СНГ в Казахстане завершился значительным расхождением в подходе к вопросам безопасности Средней Азии и экономическим приоритетам сотрудничества. Разлом произошел вокруг роли Москвы в жизни бывших колоний. Чтобы предотвратить скандал казахстанский президент впервые за всю историю такого рода встреч решил проводить двусторонние и пленарные заседания в обстановке секретности.


По немногочисленным утечкам известно, что азиатские лидеры высказали возражения по поводу использования Каспийского моря в военных целях (запуск ракет в направлении Сирии и Ирака). Туркмения и Казахстан не первый год безуспешно добиваются демилитаризации моря и равного раздела богатого энергоресурсами шельфа, подозревая, что за их спиной ведут переговоры Москва и Тегеран, стремясь разделить этот район между собой. Кроме того Туркмения сопротивляется чрезмерной военной активности Кремля, опасаясь, что она спровоцирует ответные шаги афганского Талибана и дестабилизирует страну и регион. В этих условиях Ашхабад может забыть о проекте газопровода Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия. В свою очередь, Узбекистан не согласен с российской политикой поддержки Таджикистана и Киргизии в территориальных и водно-энергетических спорах.


На фоне присутствует Китай


С начала XXI века Китай последовательно укрепляет свою политическую и экономическую позицию, поэтому он превратился сейчас в ключевого партнера Средней Азии и все активнее выступает в международных вопросах. Например, экспорт газа в Китай стал основным источником бюджета Туркмении. Остальные страны (не исключая российских союзников — Казахстана, Киргизии и Таджикистана) все сильнее зависят от китайских кредитов. Пекин стал там самым важным инвестором, хотя согласно своей внешнеполитической стратегии он держится в геополитической тени. Но делает он это затем, чтобы как можно лучше использовать американо-российское соперничество и расхождение интересов стран региона.

КОНТЕКСТ


Авторитет США под угрозой
Newsweek05.08.2015
Средняя Азия между Китаем, Россией и США
Il Legno Storto18.06.2012
Киргизия: деньги для революции
Haqqin.az15.04.2015
В каком русле ведется политика «янки» в Киргизии?
Gezitter.org11.03.2015
Средняя Азия - заложница российско-советского наследия
Le Monde27.03.2012
Зачем НАТО Киргизия?
Вести.kg18.02.2015


Доминирующая экономическая роль Пекина вызывает обеспокоенность у Москвы и Вашингтона, а Казахстан, Туркменистан и Узбекистан стараются защититься от китайской экспансии, пытаясь диверсифицировать партнеров своих сырьевых экономик. Тем более что между Москвой и Пекином пока работает джентльменское соглашение: Китай дает России возможность вести собственную игру в политическое и военное доминирование, а россияне не выступают против китайской геополитической стратегии. Так происходит, конечно, благодаря Пекину, который заинтересован в реализации проекта Шелкового пути XXI века, то есть создании торгово-экономического пространства, объединяющего Поднебесную и Европейский союз.


Средняя Азия играет в проекте ключевую роль транзитного сухопутного коридора. Так как Китай вкладывает в проект большие средства (как минимум 40 миллиардов долларов), он хочет максимально обезопасить инвестицию. Поэтому он демонстрирует готовность к политическому соглашению с Москвой и среднеазиатскими столицами, касающемуся координации «Шелкового пути» с ЕврАзЭС, хотя всем понятно в какой пропорции оба проекта смогут разделить будущую прибыль. Однако чем сильнее сближаются Россия и Китай, тем большее значение приобретает присутствие других игроков, обеспокоенных новым раскладом сил на азиатской шахматной доске.


Керри в Самарканде


Как видно, значение региона возрастает, что подтвердили также визиты премьеров Индии и Японии. Точки над i расставил Джон Керри, который стал первым с 1992 года госсекретарем США, который посетил все столицы постсоветской Азии, встретившись с главами государств. После этого на совместном саммите министров иностранных дел в Самарканде он выступил с инициативой создания нового формата отношений региона с Вашингтоном, который был назван C5+1 (то есть пять стран плюс США). Сотрудничество на такой площадке должно способствовать углублению регионального взаимодействия, координирующегося американцами.


Американский интерес связан с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это завершение афганской операции, которая ограничивала поле для геополитических маневров. Сейчас Вашингтон запускает новую стратегию в отношении среднеазиатского региона как части «Большой Азии», подчиняющейся принципам Pax Americana. Президент Обама последовательно переносил центр тяжести геополитических и экономических интересов в эту часть мира, став инициатором соглашения о свободной торговле в зоне Тихого океана и нового Шелкового пути, которое конкурирует с китайским проектом.


Как легко догадаться, американский интерес к Азии и ее центральным регионам, связан с соперничеством с Пекином и лишь во вторую очередь — с Россией. Поэтому в ходе своего визита Керри обещал всем всё. Начиная с решения конфликтной водно-энергетической ситуации, чему должен послужить американский проект Smart Water по управлению водными ресурсами. Вашингтон также обещал не оставлять страны региона один на один с афганской угрозой, а среднеазиатские президенты были рады услышать, что американское военное присутствие в Афганистане продлится до конца 2016 года.


Судя по всему, особые гарантии безопасности в этом плане получил Туркменистан, который обладает крупнейшими запасами газа, а сейчас находится в наиболее конфликтных отношениях с Россией. Одним из столпов американской силовой стратегии станет Узбекистан, у которого есть функционирующая армия и силы безопасности, справляющиеся с исламистской угрозой. Расширенное экономическое предложение получил Казахстан, экономика которого развивается настолько быстро, что он опередил Россию по ВВП на душу населения и в глобальном рейтинге инвестиционной привлекательности. В Киргизии Керри открыл американский университет, в котором будут готовить англоязычные педагогические и бизнес-кадры. Вашингтон всегда придает большое значение общественной сфере, и своего рода ритуалом зашиты демократии и прав человека выступали «откровенные» беседы с президентами Узбекистана и Таджикистана, где ситуация в этом пане оставляет желать лучшего.


Спокойствие Китая и России


Генеральный секретарь улетел домой с чувством выполненного долга и с гарантиями особой роли США в регионе. Местные власти получили то, чего они хотели: всестороннее американское присутствие, которое позволит продолжать вести политику торга лояльностью, то есть лавирования между Вашингтоном, Пекином и Москвой. Китай смотрит на это со спокойствием, исходя из простого убеждения в том, что его экономическое и, следовательно, политическое положение останется незыблемым вне зависимости от того, кто будет стоять у власти в той или иной стране, и какими интересами будут руководствоваться остальные глобальные игроки. Несколько иначе выглядит ситуация с Россией.


С одной стороны, Москва воспринимает американские дипломатические инициативы как признак обеспокоенности ростом ее роли в Средней Азии, что заставляет внимательнее следить за шагами соперника. Тем более что Россия смотрит на игру Вашингтона в глобальном масштабе, считая ее ответом на активизацию российской деятельности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. С другой стороны, россиянам не хочется остаться один на один с афганской проблемой после ухода американского контингента, в особенности на фоне исламистского наступления в Средней Азии.


С этой точки зрения то, что США берут на себя часть ответственности за регион и присутствуют там, Москве выгодно. Кроме того это создает дополнительную плоскость для диалога и создания временной коалиции держав. К этому добавляется желание уравновесить китайский потенциал, которого Россия, не признаваясь в этом, боится. Москва относится к результатам визита главы американской дипломатии спокойно также потому, что расхождения лидеров среднеазиатских стран, а, следовательно, и конфликты интересов, так велики, что никакое углубленное сотрудничество под предводительством США просто невозможно. А Россия, как и раньше, будет вести свою региональную политику в стиле «разделяй и властвуй», в которой она достигла мастерских высот.

http://wiadomosci.wp.pl/kat,1027139,title,USA-penetruja-miekkie-podbrzusze-Rosji-Azja-Srodkowa-na-celowniku-Waszyngtonu,wid,18017401,wiadomosc.html
Опубликовано 02/12/2015 19:22

Tags: Руский Мир, русофобия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments