cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Жесты в православной иконографии

Оригинал взят у brndk в Какой жест в античности использовали для обозначения косвенной речи?
Оригинал взят у ledashchev в Какой жест в античности использовали для обозначения косвенной речи?


О чём, собственно речь?  Вот перед  нами византийская икона Спасителя начала XIII века. Что означает жест Христа на этой иконе? Уверен, большая часть читателей скажет – благословение. Некий старообрядец, возможно уточнит: «древлеправославное двуперстное.


Допустим. А теперь усложним задачу.

Вот фрагмент мозаики из константинопольского монастыря в Хоре XIV века, которая изображает искушение Христа в пустыне. На мозаике мы видим, Христа, который обратил такой же «благословляющий» жест в сторону сатаны.

Копнём ещё глубже. Сирийская рукопись Евангелия, так называемый «кодекс Рабулы» ,VI век. На миниатюре изображён суд у Пилата. Иудеи протягивают руки к Пилату, а один из них сложил пальцы в тот же «благословляющий» жест.

Или вот, совершенно не христианский сюжет той же, примерно, эпохи: иллюстрированная рукопись гомеровой «Илиады». На миниатюрах у персонажей мы видим точно такие же жесты.

Стало быть, о «благословении» речь идти не может.

Здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности, не возникли на пустом месте. Они являются, так сказать творческой переработкой эллинистической античной культуры.  И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов, был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.

Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору» (Книга 11 - Глава 3 ст.92-116). У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию :

1.      Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а так же для повествования, порицания или обвинения.

2.       Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.

3.       Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.

4.       Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний.
Жест
подразумевают прямую речь персонажа

В иконографии мы видим то же самое:

1.       Мозаика монастыря Осиос Лукас в Фокиде. X век.

2.       Там же.

3.       Мозаика собора Сан-Марко в Венеции.

4.     Ну с этого жеста, мы, собственно, и начали наш разговор.

Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило подразумевают прямую речь персонажа, а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской, упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, который изображен «протягивающим персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, (а) а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы» .

В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещания означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.

Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может изображаться с благословляющим жестом. Просто любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте.

Конец цитаты поста
двоеперстие

            "История русской церкви"  Е. Е. Голубинский

Какой жест в античности использовали для обозначения косвенной речи?

То есть христианство использует стандартные ораторские жесты античного мира. И упоминаемое здесь двоеперстие означает прямую речь. Речь свойственную Христу и всем праведникам. Но кроме  прямой речи есть косвенная. В античном мире было четкое разделение в языке прямой и косвенной речи. Насколько я знаю это четкое разделение утрачено современными языками. Может быть в античности оратор произнося речь использовал не только вышеприведенные жесты, но так же использовал некий жест косвенной речи.

meme-dr-evil-laser
Обозначение косвенной речи в современном мире

Может быть христианство приписало косвенную речь и этот жест косвенной речи дьяволу, как существу стремящемуся обманом погубить род человеческий.

Может быть этот жест выглядел так?

4.Iskushenie_Hrista_v_pustyne_1_copy1

Искушение Христа в пустыне. Колонна Христа (иначе, колонна еп. Бернварда). Южная часть попереченого нефа (трансепт); Германия. Хильдесхайм; XI в.


То есть античный оратор произнося прямую речь поднимал два пальза, произнося косвенную - поднимал два указательных?


Tags: Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments