cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

И треснул мир напополам...

Оригинал взят у askudashev в И треснул мир напополам...
Оригинал взят у x4l в И треснул мир напополам...
Оригинал взят у vikond65 в И треснул мир напополам...



Ровно 350 лет назад, 23 мая 1666 года, Большой Церковный собор в Москве проклял адептов "старой веры", объявив их раскольниками, еретиками, супостатами и "дьявольским семенем". В тот же день был приговорен к пожизненному заключению в Пустозерском остроге лидер старообрядцев протопоп Аввакум Петров. Но потом "обновленцы" пошли дальше и заживо сожгли Аввакума, а заодно и его помощника, дьякона Федора.

С этого дня раскол русской православной церкви перешел из разряда богословских дискуссий и церковно-административных мер в новую, огненно-кровавую стадию, продолжавшуюся несколько десятилетий и унесшую жизни десятков, а может и сотен тысяч человек.

Если бы Россия уже жила по новому летоисчислению, староверы наверняка обратили бы внимание на три "антихристовы" шестерки в обозначении 1666 года и обыграли их в своей пропаганде. Однако тогда все на Руси считали, что они живут в 7174 году от сотворения мира.


События эпохи раскола неизбежно вызывают у современного человека ощущение какого-то абсурда, граничащего с безумием. Западноевропейская реформация и контрреформация с их многолетними религиозными войнами были не менее, а пожалуй и более жестокими. Но там всё объяснялось вполне рационально: реформаторы хотели сделать религию более простой, дешевой и необременительной, а церковников - подконтрольными прихожанам. Разумеется, это вызвало яростное противодействие католического духовенства, отодвигаемого от кормушки и власти, но зачастую имевшего большое влияние на свою паству.

У нас же "реформа" патриарха Никона касалась лишь мелочных богослужебных формальностей и незначительных, по сути ни на что не влиявших корректировок религиозных текстов. И из-за этих формальностей в стране началась грандиозная смута, сопровождавшаяся вооруженными восстаниями, массовыми казнями, групповыми самоубийствами и бегством огромного числа людей в глухие, отдаленные районы.

Только с 1676 по 1685 год и только по задокументированным данным, порядка 20 тысяч старообрядцев добровольно сожгли себя заживо всего лишь из-за того, что от них потребовали креститься тремя, а не двумя пальцами. Реальная цифра наверняка была намного больше. И это при том, что христианство запрещает самоубийства по любому поводу. Опять-таки, по официальным данным переписей, около миллиона человек, то есть, почти 8% тогашнего населения России "ушли в бега". Сочетание ничтожности повода и тяжести последствий просто шокирует.

На заставке - картина А.Д.Кившенко: "Греческие священники указывают патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу на расхождения в текстах греческих и русских богослужебных книг". С устранения этих разночтений, возникших из-за ошибок при многочисленных переписываниях, началась история раскола. Очень многие священники отказались принять изменения, посчитав их происками сатаны.

Vo_vremena_raskola

С.В. Иванов, "Во время раскола". На картине изображено изъятие для последующего уничтожения старообрядных церковных книг.

image001

Слева старообрядческие жесты и церковные атрибуты, справа - "никонианские". Смотри, не перепутай!

4a745c427b598a4c8846ad9fe2b

Протопопа Аввакума конвоируют в ссылку. Картина С.Д. Милорадовича.

1456909358.4099Solovetsky_Monastery_Uprising

Картина того же автора "Черный собор". Противники никонианской реформы провели в Соловецком монастыре свой, антипатриарший церковный собор, который закончился призывом к восстанию.

175494

Подавление Соловецкого восстания воеводой Мещериновым, старообрядческий лубок. Осада монастыря длилась три года и завершилась взятием крепости благодаря предательству одного из защитников, указавшего царским стрельцам тайный проход вовнутрь.

soloveckoevos25

Еще две старообрядческие листовки с изображениями казней адептов древлеправославного обряда.

dispute-faith

"Спор о вере", картина В.Г. Перова. Изображен диспут между раскольниками и "никонианами", прошедший в 1682 году в Кремле в присутствии царевны Софьи. В ходе богословской дискуссии один из идеологов раскола суздальский священник Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят ударил тяжелым распятием по лицу холмогорского епископа Афанасия. На этом прения завершились, а Пустосвята на следующий день обезглавили. Насыщенная была у людей жизнь...

0_12402f_6f9a695e_XXL

Самосожжение раскольников, картина Г.Г. Мясоедова.

03410

Старообрядческие карикатуры XVIII века на патриарха Никона, "антихриста" Петра Первого и "продавшегося дьяволу" священника-никонианца.


Tags: Вѣра, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments