cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

О необходимости раздельного обучения в школах.

Оригинал взят у psmirnova1 в О необходимости раздельного обучения в школах.

О необходимости раздельного обучения в школах.
1350080845-0006670-www.nevsepic.com_.ua_
В России длительное время обучение шло раздельно, а в 1919 году ввели совместное обучение. Продержалось оно до 1943 года,  когда опять систему образования перевели на раздельное обучение. В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола.

Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы.
Для мальчиков представительницы «слабого пола» становятся примером поведения и образцом  для подражания. Качества этого “образца” — прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика. В конечном счёте, присущие только мальчикам природные задатки — страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным — стали заглушаться и нейтрализоваться.  В итоге женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.


Раздельное же образование позволяет более эффективно готовить подрастающее поколение к вхождению во взрослую жизнь. А это очень важно, поскольку «взросление» у детей происходит по-разному. И если с этим не считаться (не видеть в мальчике будущего мужчину, а в девочке – будущую женщину), то общество получит инфантильных граждан, не способных решать проблемы. Именно это и наблюдается зачастую в России. Выпускники школ теряются при первых же серьезных жизненных проблемах.
Психологически девочки опережают в своем развитии мальчиков-сверстников на два-три года. Именно этим объясняется то, что девочки выбирают для дружбы мальчиков не из числа одноклассников, а из числа тех, кто хотя бы на пару лет старше их. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окружёнными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, а у других складывается комплекс невротического неудачника».

Когда девочек учат так же, как мальчиков, то прививают им неверное видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).
При раздельном обучении  не идёт речи о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Например, девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку.  А вот мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было так действовать.


Следует учитывать и такую особенность — мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципов решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов — открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала — результат, потом — как мы к этому пришли. От общего — к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в «сегрегированных» классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче. Не случайно в США 122 государственные школы перевели на раздельный способ обучения. Процесс этот там продолжается, хотя  демографический фактор с относительно низкой рождаемостью в проблему превратил даже  наполняемость классов.

И всё же тема не закрывается из-за этого, вопрос анализируется в Министерстве образования России. Как вариант его решения, уже сейчас в ряде школ есть параллельные классы – отдельные для мальчиков и отдельные для девочек. В Москве таких школ десять. Опыт обобщается, защищены даже диссертации на тему гендерного (раздельного) обучения.

Эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочек

Полтора года назад в общеобразовательной школе № 34 города Каменска-Уральского появились два необычных первых класса - только для мальчиков и только для девочек. Корреспондент "РГ" пообщался с учителями 2- в и 2- д, рискнувшими взяться за новое для большинства педагогов дело.

И вот подвели итоги эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек.  Вообще-то, открывать гендерные классы в школе не планировали. Так получилось, что весной на собрании, где родители будущих первоклассников знакомились с учителями, в класс к Татьяне Семёновой записалось 22 мальчика и только 3 девочки. Переводить ребят к другим педагогам родители отказались, заявив, что хотят учить детей именно у Татьяны Семёновой. Тогда руководство школы и предложило организовать мальчиковый класс. К тому же ещё одна учительница, набиравшая первоклашек, Евгения Наумова, только-только защитила диссертацию по гендерному образованию и психологическим особенностям обучения мальчиков и девочек.

Разумеется, ей хотелось применить знания на практике, а потому она согласилась взять класс девочек. Сейчас за 2- в и 2- д наблюдают руководство школы, городское управление образования, родители. Все признают, что большой разницы между детьми из раздельных и смешанных классов пока нет, однако уже сейчас можно говорить о промежуточных итогах эксперимента.

Психологи считают, что мальчики успешнее пишут контрольные в начале урока, а девочки - в середине. Учителя учли эту особенность, и вот результат: пока дети из раздельных классов учатся успешнее. По мнению педагогов, школьники не смущаются и не отвлекаются на противоположный пол, а значит, больше думают об учёбе. И таких психологических моментов немало.

- Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока, - объясняют учителя, работающие с 2- в и 2- д. Уже есть весомое доказательство эффективности раздельного обучения - в кабинете у девочек висят грамоты за первые места в конкурсах на знание русского языка.

- Я на практике поняла, насколько девочки отличаются от мальчиков. Скажем, даже зная ответ, девочка будет молчать и ждать, пока кто-то не ответит. В общих классах мальчики первыми поднимают руки, а тут их нет. Вначале это очень сильно мешало: каждая знала ответ, но молчала, потому что боялась ошибиться. Мне иногда казалось, что я веду урок в пустом классе. Но, если учениц хвалить, в следующий раз они будут отвечать активнее. При этом девочку нужно похвалить, даже если она ошиблась, иначе в следующий раз она снова оробеет. Интересно, что парень такого подхода не поймёт и станет потом долго думать, почему его отметили за неверный ответ, - отмечает классный руководитель 2- д Евгения Наумова.

Некоторым преподавателям нравится работать именно с девчачьим классом.
- Девочки - это просто мечта. Они спокойные, никогда не кричат. Мальчики из 2- в, конечно, активнее, чем девочки из гендерного класса. Но по сравнению с общим классом дисциплина у мальчишек выше, они спокойнее реагируют на замечание учителя. В обычных классах мальчики в похожей ситуации могут препираться с учителем, чтобы покрасоваться перед девочками, - делится с корреспондентом "РГ" учительница музыки Елена Титова.

- У нас тут все равны. Мои мальчишки сразу ставят хулиганов на место, поэтому все ведут себя достойно. Например, к нам перешёл ученик из общего класса, где он больше всех дрался. Так мои парни его очень быстро перевоспитали, - рассказывает классный руководитель 2- в Татьяна Семёнова.

Из общих классов то и дело слышатся раздражённые крики учителей, а в гендерных стоит тишина. Мы побывали на уроках и убедились: дисциплина здесь действительно отличная. К тому же учителям легче разобраться в специфике обучения детей определённого пола. Например, на физкультуре мальчики больше соревнуются и тренируют силу, а девочки развивают грацию и пластику. На уроках труда девочки плетут из бисера, вяжут или строят домики для кукол, а мальчики собирают конструкторы.

Впрочем, ученики раздельных классов активно общаются между собой. К примеру, поздравляют друг друга с праздниками. В день нашего визита, накануне 8 Марта, барышни с нетерпением ждали в гости кавалеров. На уроке литературы молодые люди отправились в соседний класс и, встав шеренгой у доски, читали стихи. Торжественная обстановка не мешала мальчишкам улыбаться девочкам, а тем - смущённо хихикать, пряча улыбку в ладошки. В завершение парни подарили каждой даме по кукле.

- У нас уже есть пары, которые дружат, общаются на переменах. Дело в том, что мы с первого дня стали развивать в девочках женское начало. Уже сейчас они отличаются от сверстниц и даже как-то достойнее держат себя, - говорит Евгения Наумова. - У нас даже находится место романтике, когда мальчики и девочки с трепетом ждут встреч, передают друг другу записочки. Это то, чего лишены остальные ученики.

Интересно, что если в первом классе мальчики были чересчур непоседливы, и их приходилось успокаивать, а девочки молчали, то во втором сорванцы стали более уравновешенными, а скромницы - уверенными в себе. В общем, эксперимент решено продлить до 11 класса, чему родители только рады. Популярность раздельного обучения растёт. Узнав о нововведении, в школу № 34 специально перевелись второклассники из других районов города. А вот переходить в общий класс никто не торопится.

- Учиться с мальчиками? Нет, не хотим. Зачем? Мы с ними и так общаемся. А ещё с девочками дружить веселее, мы похожи и поэтому у нас одинаковые интересы, - считают подружки Вика, Дарина и Настя. В разговоре с корреспондентом "РГ" родители отмечали, что рады успехам ребёнка, многие готовы отдать в гендерный класс младших детей.

Наталья Говорухина, директор школы № 34:
- Прерогатива определения состава класса остаётся за учебным заведением, поэтому перед началом учебного года нам не требовалось согласовывать раздельное обучение с управлением образования или министерством. Всё, что необходимо, - это желание родителей. Не все из них готовы к переменам. В прошлом году при наборе первого класса мы проводили опрос, и взрослые не захотели учить девочек и мальчиков раздельно. В этом году мы вновь будем анкетировать родителей, и не исключено, что к сентябрю в школе снова появятся классы для девочек и мальчиков.

Мы наблюдали несколько гендерных классов. В одном случае исследование велось год, в другом - два. В результате пришли к выводу, что психологических отличий между детьми из раздельных и общих классов нет. Выбирая форму обучения, родители должны подумать, что они хотят дать ребенку - возможность лучше учиться или общаться.




Tags: образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments