Оригинал взят у
1794-09-02 (по юлианскому календарю — 1794-08-22) сообразно указу, подписанному 1794-06-07 (1794-05-27) Софией Августой Фредерикой Христиан-Августовной Асканиа — при рождении княжной фон Анхальт-Цербст, в православном крещении Екатериной Алексеевной, по браку Романовой, по службе российской императрицей Екатериной II, по результатам службы Великой — забиты первые сваи в основание города, 1795-01-21 (1795-01-10) впервые упомянутого в документах под названием Одесса.
Желающим отсчитывать историю Мамы от иных дат напоминаю свою старую (над файлом в моём личном архиве работа завершена 2007-09-06 00:42:22) статью «Историческая политика. Родилась ли Одесса 2-го сентября 1794-го?»
+ Оригинал взят у
Родилась ли Одесса 2-го сентября 1794-го?
Анатолий Вассерман
Недавний день рождения Одессы едва не пал жертвой скоропостижной избирательной кампании. Рыжие националисты вновь подняли шумиху: был, мол, на этом месте великий литовский город Коцюбиев — от него и надлежит отсчитывать нашу родословную.
Рыжие даже летопись вроде отыскали: мол, в 1415-м горожане послали отсюда корабль с хлебом в Константинополь. Правда, корабль если и был, то шёл из Джинестры — генуэзской колонии, основанной в этих краях в 1311-м. Но у неё название недостаточно украинское…
«Летопись», придуманная в середине 1990-х, не подтверждается никакими иными источниками.
Коцюбиев — переозвученное на южнорусский лад название турецкой крепости Хаджибей (в переводе — начальник, побывавший в Мекке), построенной на нашем берегу в 1765-м. Её и взяли 14-го по старому (25-го по новому) стилю сентября 1789-го войска под командованием

Как бы то ни было, националисты вроде правы в главном. Задолго до русских войск были на этих берегах поселения. Турецкое, до него генуэзское, ещё раньше — во времена Киевской Руси — бывали здесь русские, до них греки… Благодатные наши земли редко пустовали.
Почему же мы отсчитываем историю Одессы всего с 1794-го, а не углубляемся хотя бы в 1765-й к Хаджибею, не говоря уж о Джинестре 1311-го года? Другие-то города стараются удревниться. Вот Казань совсем недавно отметила 850-летие, а потом нашли там пару древних монет — и город уже пышно отпраздновал 1000-летие…
Дело — в культурной непрерывности.
Казань или Москва развивались без особых переломов. Даже завоеватели почти не меняли род занятий местных жителей. А сами либо уходили, либо смешивались с горожанами, усваивали их уклад (и, понятно, в свою очередь на него влияли).
У нас же вышел разрыв традиции. Купеческую Джинестру, торговавшую зерном благодатного Причерноморья, разорили татарские набеги. Несколько веков не было здесь порта. Более того, Хаджибей турки построили как раз для того, чтобы и впредь не было: Россия уже вышла к Чёрному морю, и турки не хотели допустить русский десант в удобнейшей гавани.
Одесса — прежде всего торговый город вокруг торгового же порта. Да и промышленность наша началась с помощи гостям порта: судоремонтный завод — до сих пор один из крупнейших в городе. Портовая традиция установлена указом Екатерины Великой. Его мы и празднуем.
Традиция националистов — плод разрыва (монгольским, польским и татарским завоеванием) русской традиции. Да ещё и доработанный в XIX веке по польско-австрийскому заказу. Не стоило бы им придумывать в древности небывалые коцюбиевы корни.
https://www.gazeta-nd.com.ua/rubrics/wassermann-test/488.php
=============================
[ Сделать перепост всего текста ]Перепост всего текста
Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".
=============================
Journal information