cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Categories:

«Всегда благодари, за всё благодари,

и если тебе уже совсем невмоготу – проси помощи»
а перед этим в обязательном порядке - покайся:
Отче наш, Отец Небесный,
прошу Тебя простить
все мои прегрешения,
вольные или невольные.

(Аминь!)

(ныне и присно и от Круга до Круга!
Тако бысть, тако еси, тако буди!)

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки врач-дерматовенеролог диакон Олег Терлецкий.
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

! ! !
Святые и рак

– Очень радостно Вас вновь приветствовать в нашей студии и продолжить с Вами беседу. Сегодня тема нашей беседы – «Рак и святые». Хотелось бы начать наш разговор с беседы преподобного Порфирия Кавсокаливита, которую мне довелось прочесть в одной из Ваших последних статей. «Рак – это самая лучшая из всех болезней, потому что другие недомогания ты не воспринимаешь всерьез, надеешься, что скоро поправишься, поэтому обычно внутренне ничуть не меняешься» – такая цитата несколько противоречит тому убеждению, которое часто сегодня складывается о раковых больных: что эта болезнь дается за грехи, и даже за тяжкие грехи. Как воспринимать такое отношение к раку сегодня и вообще, в принципе?

– Мне эта болезнь известна не понаслышке, как я уже говорил в предыдущих передачах. Последнее время довольно часто приходится сталкиваться с больными раком в разных местах и по разным ситуациям. И я заметил одну бросающуюся в глаза закономерность: почему-то у нас онкологические больные считают себя изгоями. И не просто так считают себя изгоями, а есть для этого определенные обстоятельства, которые Вы, в принципе, в вопросе и озвучили. Какие? Грубо говоря, мысль у окружающих какая? Коль человек заболел такой серьезной, страшной, смертельной болезнью, то он действительно великий грешник, ему каяться и каяться надо. «Сиди там со своим раком, помалкивай, – говорят, – вообще никуда не вылезай». Больные раком чувствуют это отношение и, кроме негатива, ничего более не получают взамен.


В Греции ситуация совершенно другая. Я не знал ничего такого, но когда столкнулся с подобной проблемой, начал это изучать, читать, смотреть, интересоваться этим. И что оказалось? Оказалось, в Греции самые почитаемые те святые, которые почили в Бозе благодаря раковой болезни. В частности, святитель Нектарий Эгинский умер от рака предстательной железы, преподобный Паисий Святогорец умер от рака кишечника и тяжелых осложнений, с этим связанных. Кроме этого, у него было и так достаточно много тяжелых, серьезных заболеваний.

И вообще давным-давно известно (не только в Греции, но и у нас), что монашествующие, лица, которые приняли священный сан, как правило, получают еще и все болезни предыдущих поколений от своей семьи. Кроме этого, монашествующие, которые молятся за весь мир, получают еще и болезни от мира: болезни тех людей, за которых они молились. И почему-то вот такое отношение…

Преподобный Порфирий Кавсокаливит жил рядышком с Паисием Святогорцем на Святой Горе, он тоже болел раком головного мозга (гипофиза) и с детства просил Бога, чтобы Он дал ему эту болезнь. Потому что с детства был глубоко верующим человеком и понимал, что рак – болезнь святых. Мы дальше более подробно остановимся на некоторых вопросах.

Нужно сказать, целый ряд святых говорили о том, что Божия Матерь, когда явилась им, указала на то, что больными раком рай заполнен. И если верующий человек не будет унывать, никого не будет хулить, терпеливо переносить свою болезнь, будет каяться и причащаться, то ему уготован путь в рай. Это особая болезнь. Поэтому сказать, что больные раком великие грешники, категорически нельзя, потому что все наши болезни от грехов. Единственная закономерность прослеживается (и даже по тем святым, кто болел раком, которых мы перечислим, по их жизненному подвигу, жизненному пути, по их человеческим характеристикам, по тем больным раком, которые мне встречались), что эти люди с детства, как правило, тянулись к светлому, хорошему, к Богу, с радостью выполняли Божьи заповеди, много трудились. Они трудоголики, такие отдыхать не умели и не умеют (это и не у святых, а у обычных людей тоже встречалось).

Но если встречались варианты, когда люди шли по жизни без Бога, то, конечно, в такой ситуации происходил надрыв. Соответственно, страдала иммунная система, был упадок сил. Плюс еще гордыня, тщеславие (например, достичь какого-то успеха на производстве, сделать что-то лучше), и, конечно, человека постигала сильная, тяжелая болезнь по его силам. То есть раз болезнь сильная, тяжелая, смертельная, значит – и люди сильные, но ни в коем случае не великие грешники. Причем подтверждение этим мыслям, которые я сейчас изложил, я нашел в Евангелии и у святых отцов, в частности у тех, которые болели раком, и у тех, которые не болели этим заболеванием.

– То есть тех святых, которых Вы перечислили, объединяло что-то с детства...

– Я перечислил только часть, но их всех (и тех, о которых мы дальше будем говорить) объединяло с детства стремление к Богу и неустанные труды для Бога и людей. Они полностью жертвовали собой, и происходили чудеса на их жизненном пути. Совершенно неподвижная преподобная Анастасия из царского рода основала в Киеве на пустом месте Покровский монастырь, выкупила землю, и началось грандиозное строительство.

Она десять лет была прикована к постели, но когда начались службы, были построены больницы, когда появился в этом монастыре рентгеновский аппарат (через год после того, как вообще появился в мире первый рентгеновский аппарат, он уже был у нее в больнице), она встала с постели (у нее был перебит позвоночник). Но затем заболела раком груди, потому что постоянно в неусыпных трудах, у постели умирающего больного молилась, посещала все службы, ассистировала на операциях. И все это происходило еще задолго до подвига Елизаветы Федоровны Романовой, святой, которая была подло расстреляна в 1918 году. Я думаю, что она взяла пример этого монашеского подвига, такой благотворительности, устройства монастыря, богаделен, больниц со своей родственницы, преподобной Анастасии Киевской, местночтимой святой Киевской епархии.

В миру преподобную Анастасию звали Александра Петровна Романова. Она была супругой Николая Николаевича, родного брата царя Александра II. В ее жизни и клевета на нее распространялась, как и на святителя Нектария Эгинского, – на всех святых, которые болели раком, была клевета. Да вообще на всех святых лгали, потому что враг человеческий не дремлет и очень даже хорошо трудится и работает денно и нощно в этом направлении. Что у нее случилось в семье? Муж ушел к балерине, от которой нажил пятеро детей, двое детей от него было у Александры Петровны (еще до иночества). Дальше ее оболгали, что она якобы изменила мужу, и она длительное время была в изгнании еще при Александре II, потому что он тоже не отличался семейным благочестием. А затем ей удалось приехать из-за рубежа, и по ее просьбе она остановилась в Киеве, уже когда на царствование пришел Александр III – наш знаменитый царь-богатырь, тишайший и разумнейший, при котором не было ни одной войны. Он прекрасно понял свою родственницу, то, что ее оболгали, разрешил ей возвратиться. И когда она возвратилась в Киев, основала Покровский монастырь.


А это, по сути, идеал того, о чем я мечтал и мечтаю лет десять, но уже думаю, что эти мечты несбыточны. А какие мечты? Церковь, монастырь, лечебные учреждения: больница, стационар, амбулатория. И все это для верующих больных. И все это бесплатно. Со всей страны съезжались болящие в Киев, в Покровский монастырь, к инокине Анастасии за получением лучшей медицинской помощи (в том числе и хирургической) и духовной помощи. Допустим, по хирургическим операциям в этом монастыре был самый маленький процент смертности по всей стране до зарубежья. Когда в гости приезжали доктора из Европы, они просто диву давались. Все это можно найти в Интернете, почитать, посмотреть; очень рекомендую нашим людям узнать об этой святой.

Кто еще из святых болел раком? Из наших святых – преподобный Иосиф Волоцкий; заболевание головного мозга. Почему я говорю «заболевание головного мозга»? Потому что в медицине все же принято так говорить, не упоминая слово «рак», чтобы не травмировать больного. Кто такой Иосиф Волоцкий? Это тоже уникальный святой. Они все уникальные, но в чем проявилась его уникальность с детства? Будучи еще маленьким ребенком (6-7 лет), он уже стремился к горнему. В семь лет он был отдан в монастырь к духовному отцу, чтобы тот с ним занимался. За год он полностью выучил наизусть Псалтирь, за следующий год выучил наизусть всю Библию (а это 49 книг). А чем он известен для нас, церковнослужителей и мирян? Тем, что благодаря его трудам, его влиянию на царя мы победили ересь жидовствующих. Есть такой термин, мы никого ни в коем случае не ругаем. Что такое ересь жидовствующих? Это смесь иудейства с католичеством, и только внешнее (например, облачения) у них православное.

Если бы мы не победили эту ересь, православной России не было бы, да и России вообще. Мы же видим прекрасно, что сейчас происходит на тех территориях, где победило униатство. По сути, пятьсот лет назад было совершено предательство, и плоды были видны все это время, а в последнее время они уж очень очевидны на тех территориях (например, в Западной Украине).

Я давно слышал (у меня были сведения из разных источников, в частности от священника), что и наш известнейший санкт-петербургский святой преподобный Иоанн Кронштадтский тоже умер от рака, но я никогда об этом не говорил и не писал, потому что у меня не было подтверждений. Подтверждения найдены, это письменные источники, поэтому могу с полной уверенностью сказать, что умирал наш всероссийский старец и батюшка от болезни, которая называется «рак» (причем это был рак желудка), он дошел до крайней степени истощения. Последние три года он все хуже и хуже себя чувствовал, слабел, хотя все равно каждый день причащался, даже когда уже не мог служить. Но в конце концов дошло до того, что он смог причащаться только Крови Христовой и умер в полнейшем истощении, что характерно конкретно для рака желудка. Это наш самый почитаемый святой после Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Какие же в таком случае больные раком изгои, если святые болеют этой болезнью? Правда, у святых несколько другие причины, почему они болеют этой болезнью. Мы тоже об этом поговорим.

Еще один святой – праведный протоиерей Алексий Южинский – умер от рака. У него было заболевание кишечника, причем метастазы пошли по всему телу, и когда он умирал во Франции (это было летом), врачи настояли на быстрых похоронах, чтобы не было смрада, потому что в такой ситуации, как они утверждали, быстро идет разложение. Он был очень скромный батюшка. Если почитать о его жизненном пути, скромнее человека найти невозможно.

Что же случилось? То кладбище, где он был похоронен, мэр города решил перенести в другое место, начали демонтировать могилы, выкапывать мертвецов. И как-то так случилось, что тем, кто выкапывал могилу нашего батюшки Алексия Южинского, был какой-то знак свыше, что-то им подсказало, что после метра работы лопатой надо дальше разгребать руками. Они начали это делать. И что оказалось? Гроб полностью истлел, но они наткнулись на совершенно неистлевшее облачение православного священника и на совершенно нетленное тело. Евангелие, которое лежало на груди, тоже было совершенно не тронуто ни плесенью, ни чем-то другим, как книга, которая стояла в библиотеке в сухом помещении. А это совершенно нетленное тело пролежало в сырой земле 22 года. И через сорок с лишним лет Константинопольская Патриархия прославила этого батюшку в лике святых.

Это пример величайшей скромности и трудолюбия человека. Кстати, он заканчивал нашу Санкт-Петербургскую духовную семинарию и академию, его отец тоже был священником. Когда во времена лихолетья его арестовали, ему перебили руки и ноги, перебили лицевой нерв, и это увечье осталось на всю оставшуюся жизнь. Но чудом он смог бежать в Эстонию, там трудился шахтером, денег не было никаких. Это была нищета, от которой умерла его супруга. В конце концов он оказался во Франции на не очень богатом приходе. Трудился день и ночь. Очень скромный священник. Болел раком. Нетленное тело. Понимаете?

– То есть понятно: нельзя утверждать, что рак – духовная болезнь, но тогда каким образом воспринимать онкологическое заболевание? Я имею в виду трезвое, адекватное восприятие этой болезни самим больным и его окружающими.

– Я бы хотел процитировать одного из наших замечательнейших митрополитов, ныне почившего в Боге, – митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). Он болел раком. Он, по сути, был нашим церковным издателем, на руинах строил издательство, причем еще при советской власти, когда было много препятствий. И человек он был просто замечательный. Что он сказал, когда уже некоторое время болел? Он сказал, что онкология – особый путь к Богу , что это дорога избранных. Кстати, этой дорогой избранных прошли наши святые угодники Божии, например Святейший патриарх Пимен, умерший от рака кишечника. От операции он категорически отказался, сказав, что на все воля Божия. И в день причастия скончался совершенно спокойно. Также это митрополит Киевский и всея Украины блаженный Владимир и другие священнослужители. И, в частности, мне эта болезнь известна не потому, что я доктор, а потому, что я онкобольной. Я не хвастаюсь этим, но был вынужден стать на защиту онкологических больных, потому что вижу то, что вижу: просто «загнобленное» состояние у этих людей и что им нужна помощь с нашей стороны. Мы должны им дать луч надежды, причем надежды вполне реальной и конкретной, потому что все это действительно есть.

Почитание святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, преподобного Порфирия Кавсокаливита в Греции всенародное. И это в православной стране, в которой традиции еще более древние, чем у нас. Поэтому я с радостью сообщаю: святые действительно правы в том плане, что раковая болезнь очень многое меняет в человеке.

Допустим, очень любимый и почитаемый мною преподобный Паисий Святогорец говорил, что за время онкологической болезни у него такие произошли изменения и она столько ему дала, сколько не дал весь его жизненный подвиг аскета-монаха. А он был настоящим монахом, настоящим аскетом, настоящим человеком. Он молился действительно за весь мир.

Были свидетели, которые, не послушав его, перелезли через оградку его каливы, хотели посмотреть, как же он молится. И они реально видели, как старец Паисий как бы парил в воздухе, а вокруг него стояла как бы огненная стена. Когда он услышал, что подходит чужой человек, молитва прекратилась. А когда увидел, говорит: «Ну вот, видишь, ты мне не дал сейчас вымолить такого-то человека, не дал мне возможность оказать ему молитвенную помощь, спасти его. Поэтому вот тебе анафема: три года молись, постись, исповедуйся, но ко мне три года не приходи, потому что так, как ты поступил, делать нельзя». Через три года человек пришел и был прощен. И очень много свидетельств того, что отец Паисий еще при жизни имел все признаки святости. Его видели за тысячу, за две тысячи километров от Горы Афон. Все знали, что он на Афоне, а видели совершенно в других местах, когда он людей спасал: маленьких детей, подростков, юношей, взрослых. Святые эту болезнь действительно считали даром Божиим, болезнью святых и получали ее.
. . .



. . .
Мы говорили о том, что у нас в Санкт-Петербурге, слава Богу, есть такой ученый, доктор биологических наук, кандидат медицинских наук Слезин, который занимался проблемой изучения молитвы, биоритмов мозга и продолжительности жизни. Оказалось, что православные христиане, которые молятся, живут на пять-шесть лет дольше. Кроме этого, еще встречается целый ряд исцелений от Господа. К сожалению, никто не ведет этот учет. Даже если бы мы хотели, как провести этот учет? Я знаю целый ряд батюшек, которые уже достаточно долго являются нашими пастырями (тридцать или сорок лет), для них такие чудеса уже обычная церковная жизнь, они даже как бы не фиксируются на этом. Потому что если будут фиксировать, будут только этим и заниматься, а надо заниматься паствой, душами человеческими.

То есть верующий больной, который все же идет путем, соединяющим медицинскую помощь, ни в коем случае ее не отвергая, и помощь Божественную, получает лучший результат. Поэтому что можно порекомендовать неверующим людям? Обрести Господа, может быть, именно за счет этих страшных, тяжелых болезней, когда все же человек начинает чаще задумываться. Приобрести Господа, и тогда ничто не страшно, тогда рай тебе обеспечен. Конечно, по твоим трудам; и чтобы ты не оступился все же на этом пути. Оступиться можно в любой ситуации.

Святые угодники Божии, даже столпы нашей Церкви, перед смертью боялись, тревожились, что они в рай не попадут, потому что буквально за секунду что-то может произойти. Мы это тоже должны четко понимать. Но зачастую происходит, что все же неверующий остается неверующим, а верующий остается верующим. И верующего человека на этом пути, который достаточно серьезный, тяжелый (несение этого креста онкологической болезни), всегда укрепляет вера, Господь всегда дает помощь. Сколько раз было уже: думаю, ну все, никаких сил просто нет. И вот я действительно вспоминаю, что надо Господа поблагодарить... А вроде бы за что благодарить? Тебе так плохо, тяжело, рукой-ногой не пошевелить, вроде бы на икону смотришь, и смотреть сил нет, и просишь: «Господи, помоги!» И действительно становится легче. Это подчеркивали святые, те, о которых я говорил: «Всегда благодари, за все благодари, и если тебе уже совсем невмоготу – проси помощи».
. . .

Читать полностью
Ведущий Михаил Проходцев
Записала Елена Кузоро





=============================
[Сделать перепост всего текста ]Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".


=============================


Tags: Вечное, Высшие ценности, Вѣра, здоровье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Визитная карточка

    Si vis pacem, para bellum Духовное выше материального Общее выше личного Справедливость выше закона Служение выше владения Власть выше…

  • ЛЕКАРСТВО ОТ КОРОНОВИРУСА СУЩЕСТВУЕТ!

    Но никогда врач его вам не пропишет Потому, что оно стоит копейки Как не подхватить вирус. Простой рецепт +Оригинал взят у…

  • Производители сегодня – это армии в бою…

    Что происходит с человечеством ОБЪЕКТИВНО? А вот что: производительность оборудования растёт чудовищными темпами, количество персонала, нужного этому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments