cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

по «сути»

Оригинал взят у antipin_sl в по «сути»
Оригинал взят у ilya_yu в по «сути»



Никогда не стоит оправдываться. Может быть, поэтому я до сих пор ничего не писал о «великих бранях» вокруг Сергея Кургиняна и движения «Суть времени». Да и сейчас писать не хочу. В ряде случаев приходится исходить из правила: если надо объяснять, то не надо объяснять. Но кое-что, видимо, объяснять надо.

Сергей Кургинян – аналитик, публицист и политический мыслитель, заслуживший мое глубочайшее уважение до «Сути времени». И даже до «Суда времени», где, как все помнят, он страстно и героически отстаивал свои идеалы в тяжелейших полемиках. Его постоянно обвиняют в некомпетентности, смеются, упрекают в неприличном поведении. Между тем, оппоненты с интеллигентными улыбками и респектабельно-раскидывающимся тоном поливают грязью прошлое, народ, всех патриотов России и т.д. Я хочу, чтобы все вспомнили о том, какой тяжелый морально-психологический груз взвалил на себя Кургинян. И не надо говорить, что это просто шоу. Это шоу многое изменило в общественном сознании. И уже одно это должно бы, кажется, заставить говорить о Кургиняне с уважением. Но многочисленные леваки не просто оппонируют Сергею Ервандовичу (ты еще дорасти, братец, до уровня оппонирования этому человеку), но откровенно шельмуют, оскорбляют, комментируя возраст, этническое происхождение, манеру спорить и т.п.

Сергей Кургинян – театральный режиссер. Его манера специфична. Не нравится – не слушай.

Но, как я сказал, Кургинян заслужил уважение до «Суда времени». Своей книгой «Качели» он просто перевернул парадигму обсуждения элитных игр. Перевернул у всех – ибо предоставил какой-то язык описания, помимо невинного пережевывания официальных заявлений и дикой конспирологии. Кстати, после острейшего анализа элитного процесса в «Качелях» мне все разговоры о кооперативе «Озеро» кажутся абсолютно невинными.

В цикле статей «Медведев и развитие» Кургинян совершил очередной переворот – он вернул в российскую жизнь политическую философию. Каждая статья цикла тогда открывала новые горизонты. Впоследствии он издал на основе цикла книгу «Исав и Иаков». Её стоит прочитать всем политически образованным людям. Такого богатого материала для осмысления, полемики, саморефлексии не предоставляла ни одна отечественная книга за последние полстолетия. Конечно, я пишу это как поклонник таланта Кургиняна. Но поклонником я стал именно тогда – когда читал еженедельно статьи «Медведев и развитие».

В каком-то смысле мне было бы легче, останься Кургинян аналитиком и публицистом. Он писал бы статьи и книги – я бы их читал. Но потом были телепроекты, «Суть времени», митинги, газета. Я не могу сказать, что газета «Суть времени» нравится мне так же, как былые статьи Сергея Ервандовича в газете «Завтра». И не могу сказать, что у «Сути времени» все получается. Мне очень даже многое не нравится. Но иначе быть не может: я рефлексирующий интеллигент, преподаватель, немного ученый со своими взглядами на мир и представлениями о сущностных политических и социальных вопросах. Мне, к примеру, не нравится то, что «Суть времени» пишет о Бахтине. Это выдающийся мыслитель и гениальный филолог, о котором нельзя писать так вульгарно, как это делают некоторые «сутевцы». Но с принципиальной оценкой Бахтина Кургиняном я согласен. Мне кажется, я мог бы много чего добавить (я ведь Бахтина изучал по ПСС, а не по газете «Суть времени», и осваивал его идеи не чисто умозрительно, а конкретно – анализируя художественные тексты как профессиональный филолог). Мне не нравится каша, в которую нередко превращаются в «Сути времени» разговоры о метафизике. И, разумеется, мне все время кажется, что как-то неправильно обсуждается Маркс.

Понимаете? Мне не все нравится с «академической» точки зрения. Но Кургинян и «Суть времени» занимаются политикой. Они бьются с оранжевыми, с ювенальной юстицией, с десоветизацией. И строят организацию. Оступаясь, но не отступая.

Статьи и книги – это было совсем другое. И их можно было оценивать в духе: «не во всем согласен», «у меня другие сведения», «слишком грубое обобщение» и т.п. Оценивать тексты, которые становятся политическими деяниями, так нельзя. Идет сложный процесс построения какой-то альтернативы текущей русской смуте. Смута – дело серьезное. Вчера буквально обсуждали с друзьями пушкинского «Бориса Годунова», там очень точная анатомия смуты дана. Мы живем в смуте – и вся политическая жизнь устроена по законам смуты. А Кургинян жизнь решил положить на то, чтобы в смуте создать очаг чего-то иного – осмысленного, конструктивного, спасительного. И неужели я буду обсуждать не это великое делание, а Бахтина и Маркса? Тем более, что возражений по существу у меня нет. Повторяю: идет очень тяжелый процесс. И Кургиняну приходится много читать, писать, говорить – и еще больше делать. Вопить в этой ситуации, что Кургинян много говорит не так и пишет не о том, – можно, но не нужно.

Что хорошего в «Сути времени»? Во-первых, идеология:
1) Коммунизм, но не марксизм. Политэкономия, теория элит, герменевтика, метафизика – из этого нечто выстраивается. И это не эклектика – уже видно, что не эклектика. И это, точно, не догматика. Я долго ждал, когда кто-то всерьез займется «коммунизмом, но не марксизмом». Что, кто-то делает это лучше и интереснее? И где этот кто-то? В каком-нибудь университете? Или в блоге?
2) Консервативно-авангардный синтез. Стремление к обновлению социального мира с сохранением историко-культурного многообразия, основанного на великих учениях, нормах, укоренных в тысячелетиях образах жизни. Коммунизм как высвобождение наций, конфессий и цивилизационных миров, а не как их преодоление в лаве пролетарского энтузиазма.
3) Метафизический патриотизм. Поиск Родины в пространстве высших смыслов, обретение Отечества на путях истории, философии, культурного наследия.

Во-вторых, действия:
1) Гуманитарный характер «Сути времени». Кургинян и его команда борются за благополучие детей и против фашизма. Мне, как сентиментальному интеллигенту, это импонирует.
2) Военный характер «Сути времени». Оранжевые и их транснациональный заказчик – враги Родины. Война многомерна. И «Суть времени» вышла на поле брани. Для кого-то это ветряные мельницы, а для меня – абсолютно очевидный враг.
3) Катакомбный характер «Сути времени». Как я уже сказал, Кургинян строит организацию внутри смуты. И строит ее на началах труда и мысли. Спасибо ему огромное только за то, что он за это взялся.

Можно любить и не любить конкретные идеи и затеи Кургиняна. Я очень высоко ценю все, что сказано им о «суверенитете», о «падении», о «низости», о деле Магницкого, о «политическом цунами», о модерне и сверхмодерне… Но перечисленные качества – для меня главные. Поэтому я не сочувствую «Сути времени», а просто участвую в этом странном начинании.

Tags: Светая Русь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments