cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Categories:

Мифы против логики, или Почему люди разучились мыслить

Оригинал взят у olegchagin в Мифы против логики, или Почему люди разучились мыслить

Генеральный директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин

Однажды ночью 1946 года известный российский философ и логик, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Валентин Фердинандович Асмус был поднят с постели неизвестными людьми, но отвезен не на Лубянку, а в Кремль, на заседание Совета министров.

"Товарищ Асмус, объясните, пожалуйста, товарищам из правительства, что такое логика и как эта наука помогает партии побеждать капиталистов и других врагов рабочего класса", — примерно так (как я полагаю) обратился Сталин к ошарашенному профессору.

В этом же году было восстановлено преподавание логики в средних школах и вузах, упраздненное в 1918-м.


В 1947 году появилась первая в СССР книга о логике (автор — В.Ф. Асмус), а вслед за ней — учебники по формальной логике для школьников. Уверен: стремительное послевоенное развитие СССР, выход Советского Союза в космос и другие достижения стали возможными благодаря, в том числе, и логикам.

В конце 50-х годов прошлого века преподавание логики вновь ушло из средних школ и значительно сократилось в вузах. Именно в этот момент научный подход к строительству коммунизма дал трещину. Без логики советская наука заметно обеднела, а гуманитарная мысль и идеология постепенно превратились в схоластику.

А между тем логика — единственная наука, которая преподается в мире более 2300 лет, и без знания законов мышления в принципе невозможно развитие науки как таковой. Так что в космосе Россия до сих пор потому, что еще живо некоторое количество людей, понимающих, что такое математическая логика, физическая логика и т.п.

Без развития логического мышления невозможно развитие политической сферы, информационной среды, etc. Соответственно, пренебрежение логическим знанием ведет к деградации уровня принятия решений, к подмене достоверности — например, транслируемой масс-медиа информации сомнительными критериями "доверия".

Цитирую самого себя: "В то время как Запад стремится подменить понятие "достоверность информации" понятием "доверие к источнику информации", российская журналистика должна, как я полагаю, возвести "достоверность" факта в ранг аксиомы. В противном случае она рискует свалиться в предлагаемый ей дискурс дискуссий по поводу того, чьи источники в большей степени заслуживают доверия — BBC или, к примеру, RT. После чего масштабными финансовыми вливаниями в социальную рекламу западные нетократы предопределят нужный ответ на данный вопрос".

Это лишь небольшой штрих к тезису о том, что проблема развития логического интеллекта становится проблемой национальной безопасности.

Логически мыслящий человек отличается от обычного так, как отличается, к примеру, человек с безупречным музыкальным слухом от индивида, которому медведь на ухо наступил. А между тем, если большинство граждан способны отличить хорошую (логичную) музыку от какофонии, то почему-то это самое большинство готово слушать какофонию высказываний политиков в ходе какого-нибудь ток-шоу.

Массовизация культуры и исключение логики из системы образования привели к тому, что люди все больше ориентируются не на истину, а на разного рода сказки и мифологию. И такая ситуация, похоже, устраивает тех, кто держит в своих руках рычаги управления миром.

Считается, что в гуманитарных науках все очень субъективно и как бы неопределенно. Хотя на самом деле неопределенность суть результат отсутствия культуры мышления. Сегодня никто (и в России и за рубежом) не развивает у детей логический слух, не преподает правила хотя бы элементарной логики.

Напротив, логика для народа — с точки зрения сильных мира сего — вообще вредна. А ну как граждане сопоставят "А" с "Б" и поймут, что их надувают ежедневно и по всем возможным поводам, и делают это те самые "слуги народа", которые вроде как должны следить за порядком (логика почти тождественная порядку) в государстве.

Констатирую: людей целенаправленно отучают мыслить логически. С другой стороны, функцию логического мышления все больше берет на себя компьютер, тем более что в современном обществе от индивида требуется не мыслить, а потреблять.

Сегодня человек уже не рискует играть в шахматы с машиной. Он бесповоротно проиграл искусственному интеллекту в том, что касается счета и количественного анализа. Осталась лишь одна лазейка для удержания сознания человека вне машины и над ней — та его область, которая отвечает за интуицию, творческое озарение, проявление чувств, мораль и т.п.

Однако машине подвластны уже не только математика и физика. Она овладевает также логической математикой и логической физикой, то есть переходит от банального счета к реальному мышлению. И сегодня ученых всего мира беспокоит вопрос: способен ли искусственный интеллект освоить метафизику?

В XXI веке добрая половина исследований в области физико-математических наук приходится на квантовую физику, которая, как считается, то ли граничит с метафизикой, то ли является таковой. Отсюда гипотеза о том, что недалек день, когда может быть оцифровано не только мышление, но и человеческое сознание как таковое.

И физикам, и метафизикам, и тем, кто загнал за Можай логику, не так давно бросил перчатку Биографический институт Александра Зиновьева. Благодаря президентскому гранту, Институт при поддержке Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" и нескольких толстых научных журналов во главе с журналом вице-президента РАЕН Сергея Петровича Капицы "В мире науки" организовал серию логических семинаров, которые проходят в зале заседаний президиума Российской академии наук.

Участники логического семинара, организованного Биографическим институтом Александра Зиновьева

Первый семинар на тему "Логика научного познания: инструменты, их возможности и пределы" состоялся 27 января. Второй запланирован на 28 февраля, третий — на конец марта. (Научный руководитель семинара — соратник Александра Зиновьева и член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Юрий Николаевич Солодухин).

На втором семинаре (тема: "Комплексная логика, логическая физика и метафизика — области взаимодействия") как раз и будет рассматриваться главная научная проблема современности: совместимы ли нейроны человеческого мозга с чипом компьютера и как материальное в данном случае трансформируется в идеальное и обратно.

Где находится портал входа в человеческое мышление, способны ли компьютерные программы воспроизводить духовные ценности и каковы возможности управления поведением робота, которого кое-кто на Западе уже предлагает наделить юридическим статусом?

Гипотеза филириков состоит в утверждении, что машина в принципе способна заменить человека, а человечество находится на пороге того момента, когда выяснится истинная природа кванта, имеющего двоякую — материально-идеальную — природу. Недаром сегодня вся большая философия устремилась в метафизику и метафилософию (погружаясь при этом еще и в теологию), окончательно оголив социологию, политологию, философскую антропологию и некоторые другие конкретные гуманитарные науки.

Подтверждением названной гипотезы стала бы ситуация (всерьез обсуждаемая в разного рода инновационных интеллектуальных средах), при которой человеческую личность можно скачать на флэшку, чтобы разместить затем в любом материальном объекте, и напротив: любой продвинутый андроид в какой-то момент времени вдруг получает статус физического лица.

Автор этих строк принадлежит, скорее, к другой партии — лифизиков, суть гипотезы которых сводится к принципиально иным положениям: к тому, что машина не может и не должна подменить человека. И если бы подобное было возможно, Создатель послал бы на Землю к людям не Христа, а терминатора.

Приравнивание андроидов к человеку неизбежно приведет к восстанию машин или, напротив, к активному сопротивлению мыслящей части человечества любому технологическому прогрессу.

Александр Александрович Зиновьев был первым советским логиком, обратившим внимание на проблему формирования искусственного интеллекта с точки зрения перспектив человеческого сознания и антропосферы в целом. Именно поэтому еще в 60-е годы прошлого столетия он поставил вопрос о необходимости формирования комплексной логики как "науки наук" и основы "интеллектологии", призванной систематизировать и унифицировать научные языки.

Аналогичные идеи — уже с позиции специалиста в области естественных наук — высказывает сегодня академик РАМН, нейробиолог Константин Владимирович Анохин, предложивший сформировать "единую теорию разума" — когнитологию.

Действительно, комплексный подход к когнитивным наукам сегодня сверхактуален в том числе и потому, что современный мир, обогащаясь все новыми научными дисциплинами и узкоспециализированной терминологией, превращается в "научный Вавилон": представители науки говорят на сотнях разных языков и все с большим трудом понимают друг друга.

Научное пространство становится более фрагментарным, в силу же отсутствия универсальных подходов к исследованию и пониманию важнейших проблем современности накапливаемые человечеством во все возрастающей прогрессии объемы информации становятся не ресурсом науки, а препятствием для ее дальнейшего развития.

Гармонизировать человеческое сознание, научные языки и компьютерные программы призван так называемый "логический интеллект" — субстанция, призванная совместить все стороны знания в непротиворечивое целое, функционирующее под контролем человека и в его интересах. Но для того чтобы такая возможность стала реальностью, важно сформировать в стране культуру мышления, основанную на понимании законов логики.


=============================
[Сделать перепост всего текста ]Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".


=============================


Tags: образование, смыслы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments