Умер в полной нищете.
Когда его хоронили, гроб до кладбища несли на руках, и за гробом шли ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ человек.
В наше время даже на митинги платные столько народу не собирается, а тут Москва середины ХlX века.
Похороны простого врача.
Проститься с ним люди шли по зову сердца...
Оригинал взят у varjag2007su
В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» один из персонажей рассказывает другому:
"В Москве жил один «генерал», он всю свою жизнь таскался по острогам и по преступникам; каждая пересыльная партия в Сибирь знала заранее, что на Воробьевых горах ее посетит «старичок генерал».
Делал свое дело в высшей степени серьезно и набожно; являлся, проходил по рядам ссыльных, которые окружали его, останавливался пред каждым, каждого расспрашивал о его нуждах, наставлений не читал почти никогда никому, звал их всех «голубчиками».
Давал деньги, присылал необходимые вещи — портянки, подвертки, холста, приносил иногда душеспасительные книжки и оделял ими каждого грамотного, с полным убеждением, что они будут их дорогой читать и что грамотный прочтет неграмотному.
Про преступление редко расспрашивал, разве выслушивал, если преступник сам начинал говорить. Все преступники у него были на равной ноге, различия не было. Он говорил с ними как с братьями, но они сами стали считать его под конец за отца.
Если замечал какую-нибудь ссыльную женщину с ребенком на руках, он подходил, ласкал ребенка, пощелкивал ему пальцами, чтобы тот засмеялся.
Так поступал он множество лет, до самой смерти;
дошло до того, что его знали по всей России и по всей Сибири, то есть все преступники.
Этого генерала звали Фёдор Петрович Гааз.
Святой доктор.
В Отечественную войну 1812 года служил хирургом в армии Кутузова.
До этого успел исследовать на Кавказе минеральные источники и написал об этом книгу.
Позже, став главным врачом московских тюремных больниц и членом московского тюремного комитета, он всю свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных.
По его инициативе в кандалы перестали заковывать стариков, а заболевших освобождали от оков на время болезни.
На свои собственные средства доктор Гааз снабжал лекарствами тех больных, коим не помогали родственники с воли, а также добился открытия больницы и школы для детей заключённых.
Он собирал для заключённых одежду, холстину на обмотки и портянки, теплые вещи, а также духовную литературу. Доктор считал, что многие из преступников стали таковыми в результате отсутствия у них религиозного и нравственного самосознания.
У него был собственный дом на Кузнецком мосту, довольно большое имение - деревенька и суконный заводик.
В итоге всё своё состояние он потратил на благотворительность.Когда личные сбережения закончились, с молотка пришлось продать имение. Но и это не спасло положения. Доктор стал банкротом.
В убогой каморке, заваленной книгами, в которой он доживал абсолютно одинокую жизнь, он и скончался в 1853 году.
Похоронили его на Введенском кладбище.
Ограду могильную увенчали те самые кандалы, а на надгробном камне вместо эпитафии начертали призыв апостола Павла:
"Спешите делать добро!"
(с)
+ Оригинал взят у kaef_er в Москва - Bad Münstereifel. «Спешите делать добро»
Казалось бы, ну что может объединять огромную, суетливую Москву и находящийся в 2000 км от неё маленький тихий немецкий городок Бад Мюнстерайфель.
А связывает их один замечательный человек – доктор Фридрих-Йозеф Хаас, родившийся в Бад Мюнстерайфеле, но посвятивший свою жизнь Москве, где он стал официально именоваться Федор Петрович Гааз, а народ дал ему прозвище «святой доктор». Я не буду подробно рассказывать о докторе Гаазе, о его жизни уже написали книги А.Ф. Кони и Лев Копелев, ему посвящено множество публикаций.
Бюст Ф.П. Гааза работы Н.А. Андреева, установленный в 1909 г. в Малом Казенном переулке во дворе бывшей «Гаазовской больницы»,
был знаком почти с детства.
Знакома и надпись на пьедестале – «Спешите делать добро».
А 20 лет назад во время первой прогулки по Бад Мюнстерайфелю глаз мельком выхватил на стене одного из домов мемориальную табличку.
Сдерживая волнение, внимательнее вчитываемся в текст.
Да, сомнений быть не может, это наш, московский «святой доктор» Гааз!
Родился в 1780 г. в Бад Мюнстерайфеле в этом доме в семье аптекаря, похоронен в 1853 г. на Введенском кладбище в Москве.
Через 50 лет после смерти «святого доктора» благодарные москвичи собрали деньги на памятник, но скульптор Андреев денег за работу не взял – «Спешите делать добро!»...
Соотечественники Гааза оказались не столь расторопными. В 1986 году Академия медицинских наук СССР подарила Бад Мюнстерайфелю гипсовый слепок московского памятника.
Отлитый с этого слепка на добровольные пожертвования бронзовый бюст Гааза в 1998 г. был установлен на его «малой Родине», в Бад Мюнстерайфеле. На цоколе из айфельского базальта - отрывки из письма сестре доктора Вильгельмине с сообщением о смерти брата.
Вот так теперь и стоят разделенные 2000 километров два одинаковых бюста в память одному замечательному человеку – Федору/Фридриху-Йозефу Петровичу Гаазу/Хаасу.
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО !
=============================
[ Сделать перепост всего текста ]Перепост всего текста
Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".
=============================
Journal information