
Генерал Алексей Брусилов
Благодарю за репост
Оригинал взят у
«Брусиловский прорыв»
Эта фронтовая наступательная операция Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала Алексея Брусилова, проведённая 22 мая — 7 сентября (по старому стилю) 1916 года, стала крупнейшим сражением Первой мировой войны. В результате «Брусиловского прорыва» было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии и заняты Буковина и Восточная Галиция.
«Располагая перед началом операции несущественным превосходством, прорывая оборону, создававшуюся 9 месяцев, русские уже за 3 недели вывели из строя более 50% сил противостоящей им вражеской группировки. (…) Юго-Западный фронт захватил 580 пушек, 448 бомбометов и минометов, 1 тыс. 795 пулеметов; продвинулся на глубину до 120 км, освободил почти всю Волынь, Буковину, часть Галиции. Во время этой операции появились такие тактические нововведения, как артиллерийское наступление, атака перекатами, активная разведка с помощью аэрофотосъемки»,
- сообщает военный историк и теоретик, генерал от инфантерии, участник Первой мировой войны Андрей Зайончковский в книге «Мировая война 1914–1918».
Одной из основных причин такого успеха стала «революционная» идея генерала Брусилова об одновременном наступлении сразу по нескольким направлениям. До этого в мировой военной практике к подобной тактике никто никогда не прибегал, так как считалось, что для эффективного наступления все силы следует собрать в «один кулак». Сломав этот стереотип, Брусилов смог сразу в нескольких местах прорвать глубокоэшелонированную оборону противника.
Эта фронтовая операция, по словам Андрея Зайончковского, дала стратегические результаты: Италия была спасена, французы сумели сохранить Верден, англичане — выстоять на Сомме. Силы Германии были подорваны. Соотношение сил изменилось в пользу Антанты, к ней перешла стратегическая инициатива.
В революционном вихре
Отношения командующего Юго-Западным фронтом генерала Брусилова с Верховным главнокомандующим Николаем II всегда были «натянутыми»: Брусилова раздражала его нерешительность. Именно из-за нее, по мнению генерала, фронты действовали вразнобой: когда Юго-Западный наступал, Западный и Северный стояли на месте. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в феврале 1917 года Брусилов оказался среди тех, кто поддержал отречение императора. Временное правительство в мае 1917 года назначает генерала Брусилова главнокомандующим русской армией. Однако после провала весеннего наступления его на этом посту сменяет Лавр Корнилов.
После этого Брусилов попросил разрешения уехать в Москву, где его семья с 1916 года жила в доходном доме Лоськова (дом №4, стр. 1). Они занимали квартиру в 8 комнат, в которой их и застали события октября 1917 года. Находившиеся в городе офицеры, а также юнкера Алексеевского и Александровского училищ не смирились с насильственным захватом власти большевиками. К генералу Брусилову пришла делегация «Комитета общественной безопасности» с просьбой возглавить войска восставших, но он отказался. Красные так же пытались привлечь его на свою сторону, но тоже безрезультатно. 2 ноября, во время артиллерийского обстрела укрепившихся в Кремле юнкеров, один из снарядов залетел в квартиру Брусиловых. Осколками генералу раздробило ногу. Он перенес две операции, после чего 8 месяцев пролежал в больнице. Тем временем семью Брусиловых уплотнили, оставив им 3 комнаты из прежних 8-ми.

Единственный сын генерала Брусилова, Алексей, был мобилизован в Красную армию. Насколько это было его добровольное решение, остается загадкой, но ему доверили командование кавалерийским полком. В 1919 году он погиб при невыясненных обстоятельствах. Есть версия, что он во время наступления Деникина на Москву попал в плен и был расстрелян белогвардейцами. Возможно, отчасти именно этой «кровной» обидой объясняется решение генерала Брусилова о поступлении на службу в Красную армию.
На службе в РККА
Брусилов становится руководителем Особого совещания при главнокомандующем всеми вооружёнными силами Советской Республики, вырабатывавшего рекомендации по укреплению Красной Армии. Генерал пишет воззвания, призывая бывших офицеров царской армии поступать на службу к большевикам. В 1921 году Брусилов был председателем комиссии по организации допризывной кавалерийской подготовки, с 1923 года состоял при Реввоенсовете для особо важных поручений. 5 сентября 1923 года, спустя несколько дней после своего семидесятилетия, Брусилов подал главкому рапорт об отставке. Однако в Красной Армии высоко ценили таких специалистов, как Брусилов: PBС республики просил его послужить еще некоторое время. 15 марта 1924 года инспекцию кавалерии расформировали. Брусилов был назначен для особо важных поручений при Реввоенсовете республики. В этой должности он и состоял последние два года жизни.
В 12 часов дня 19 марта у квартиры покойного выстроился почетный эскорт: рота пехоты, эскадрон кавалерии и полубатарея артиллерии. Среди присутствовавших — делегация РВС республики во главе с Александром Егоровым и Семеном Буденным. Они возлагают на гроб Брусилова венок с надписью:
«Честному представителю старого поколения, отдавшему свой боевой опыт на службу СССР и Красной Армии, А.А. Брусилову от Реввоенсовета».
Гроб с телом покойного ставят на артиллерийский лафет, и траурный кортеж направляется к Новодевичьему монастырю, где генерал Брусилов и был похоронен.

Вдова генерала Надежда Брусилова-Желиховская, несмотря на обещанную от Совнаркома персональную пенсию, из СССР предпочла уехать.
Journal information