cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Category:

Хорош тупить!

Оригинал взят у olga_slyozkina в 11 глаголов, которые выставляют нас дураками, когда мы их произносим



Ударения — наше всё. Можно делать вид, что вы грамотный и начитанный в переписках. Но в устном разговоре открывается правда. И приходится тут же себя поправлять и даже неловко спрашивать у собеседника, как правильно. ЗвОнить совсем непростительно. И, надеемся, вы оставили эту дурную привычку в прошлом. А остальное — реально запомнить.



Правильно: сосед сверлИт стены по субботам

Таким соседям нет прощения. Особенно если он задумал повесить картину ранним субботним утром. Глагол «сверлить» очень похож на другой вредный глагол «звонить». Да-да, тот самый. В настоящем времени ударение в глаголах, похожих на «звонить» (наш случай), падает всегда на последний слог: сверлЮ, сверлИшь, сверлИт, сверлИм, сверлИте, сверлЯт. А в прошедшем на последнюю гласную основы: сверлИл, сверлИла, сверлИли и так далее. Сверлите, в общем, грамотно. И не в выходные. И не утром.


Правильно: у тебя скоро сыр заплЕсневеет

Неприятный глагол во всех отношениях. Хотя некоторые даже такой сыр едят! И специально выращивают плесень на уроках биологии, чтобы потом в микроскоп посмотреть. В общем, ближе к делу. В глаголе «заплесневеть» ударение падает на второй слог: плЕсень — заплЕсневеть. И не важно, меняется ли форма глагола или нет.


Правильно: мне пломбировАли зуб

Пломбировать тоже очень серьёзный глагол. Например, с его помощью что-то запечатывают или вставляют пломбу в зуб. Жаль, что даже стоматологи неправильно произносят это слово. Так что знайте: зуб (и не только зуб) пломбирУют.


Правильно: пятиклассник принялсЯ за домашнюю работу

С окончаниями в прошедшем времени особенно сложно. Кажется, что оно стоит неправильно. Или просто вокруг часто говорят неправильно, вот и кажется. Ударение в глаголе «принЯться» в прошедшем времени падает на последний слог: принялсЯ, принялАсь, принялИсь и так далее. Словари допускают вариант «принЯлся» (и никак не «прИнялся»), но большинство называют литературным именно «принялсЯ». Придётся запомнить.


Правильно: урок географии началсЯ

Если вдруг ваш учитель торжественно объявляет «урок начАлся», рекомендуем в следующий раз подарить ему орфоэпический словарь. В слове «началсЯ» ударение падает на последний слог, хотя в неопределенной форме глагола ударение стоит в другом месте — «начАться». Лингвисты приводят такую закономерность: достаточно часто в возвратных глаголах ударение в прошедшем времени переходит на окончание. Например: начАться — началОсь. Как и в предыдущем примере с «приняться». И даже если в орфоэпическом словаре рядом с вариантом «начАлся» будет стоять пометка «допустимо» — не ведитесь на уговоры.


Правильно: Коля опять тупИт на математике

На математике затупить, то есть тормозить или долго соображать, легко. Если ты рождён писать эссе и сочинять стихи. А не формулы тут выводить или решать логарифмические уравнения. Но опять одни тУпят, а другие тупЯт. Ударение в глаголе падает на последний слог «тупИть». И в значении, когда хотим сделать что-то менее острым (затупить нож, например), и в значении, когда плохо думаем и ошибаемся. Но если мы говорим «потупить взгляд» — то тут ударение меняется и падает на «У». Не перепутайте.


Правильно: родители избаловАли детей

Дети сами балуются. Да и родители балуют детей, даже если клятвенно обещают быть строгими ребятами. Вопрос в другом: как произносить — избаловАть или избАловать? Если вдруг вы вспомнили коронное «А мы тут плюшками бАлуемся» от Карлсона — срочно забудьте. К сожалению, Карлсон ошибся. Ударение в этом глаголе нужно ставить на третий или второй слог — баловАть, балУю, баловАл — независимо от значения слова: шалить или изнеживать. Это литературный вариант произношения, зафиксированный орфоэпическими словарями. Распространённый вариант с ударением на «а» тоже встречается в словарях, но с пометкой «не рекомендуется». Ещё раз: «Детей не стоит баловАть» и «Ты сильно его балУешь». А вот о человеке правильно говорить «балОванный» или «избалОванный».


Правильно: он принУдил родителей делать за него домашку

Принуждать — плохо. Но мы и сами иногда пытаемся принудить себя к чтению или вовремя ложиться спать. Правда, некоторые принУдили, а другие — принудИли. Большинство словарей утверждают, что единственный литературный вариант употребления этого слова — «принУдить». Вот только в разговорной речи, даже по телевизору и по радио, всё чаще слышишь «принудИть». Сложно сказать, откуда у этой ошибки растут ноги. Вероятно, от привычки ставить ударение на последний гласный основы, особенно в глаголах на –ить (углубИть, включИть, кровоточИть). Но в нашем варианте так произносить неграмотно.


Правильно: на ЕГЭ по истории упростЯт задания

В русском языке много глаголов с «плавающим» ударением, но вот почему-то ошибки возникают в словах с неподвижным ударением. Давайте признаемся: все любят и не упускают возможности что-нибудь облЕгчить или упрОстить. Если в слове «принудить» ударение нужно ставить на корень, здесь всё наоборот: ударение падает на последний слог: я упрощУ, мы упростИм, он упростИл. То же самое и о глаголе «облегчить»: «Учителя облегчИли детям домашние задания».


Правильно: Саша включИт свет в комнате

Не менее частый запрос в гугле с формулировкой «как правильно»: вклЮчит или включИт. При строгом литературном варианте с ударением на последний слог («включИт») существует разговорный «вклЮчит», который в новой редакции орфоэпического словаря русского языка указан как «допустимый», хотя раньше был под запретом. Но мы всегда за адекватную грамотность и между «допустимым» и «нормативным» выбираем, конечно, второй (и кофе в редакции «Мела» по-прежнему мужского рода).


Правильно: вот мы и дождалИсь выходных!

Выходные — всегда хорошо. Лучше только длинные выходные. Тут история опять про два допустимых варианта ударения, один из которых предпочтительный. Сомневаетесь, они дождАлись или дождалИсь — выбирайте вариант с ударением на последний слог. Так дожидаться правильнее. Глядишь, и каникулы скоро наступят. Или отпуск.

Только самые полезные и весёлые карточки о правописании — в телеграм-канале «Грамотность на «Меле“». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!



+ Оригинал взят у olga_slyozkina в Две трети учеников 5-го класса не умеют даже складывать числа - таковы неутешительные выводы…




Так, 62% пятиклассников не смогли поделить числа с остатком. В 6-м классе 57% детей не справились с дробями, а 44% не смогли округлить числа. В 7-м классе не умеют решать задачи с дробями 45% учащихся. В 9-м классе 55% не могут преобразовывать выражения с корнями, а 75% не справляются с решением системы двух уравнений.

Так может, у нас теперь все стали гуманитариями? Нет. Оказалось, что у двоечников по математике и с русским языком проблемы. Те ученики, которые по математике никак не освоят умножение и деление, по русскому языку не умеют выделять в словах корни.

Выяснилось также, что число часов, отводимое на предмет, никак не сказывается на знаниях: в школах, где на математику отводится 5-6 часов в неделю, знают ее примерно так же, как в тех школах, где этот предмет изучают 3-4 часа.

В чем причина? По одной из версий, проблема в том, что россияне разучились читать. Согласно проведенным раннее исследованиям, даже среди взрослого населения каждый четвертый не может полностью понять смысл прочитанного, то есть не владеет функциональным (осознанным) чтением.

Этой четверти населения доступно лишь «неглубокое чтение», когда человек на основе прочитанного не умеет выстраивать причинно-следственные связи и решать когнитивные задачи.

«Условно говоря, если это школа, то на основе прочитанного ребенок может выполнить правильные арифметические действия», - считает ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.

А заслуженный учитель России профессор Российской академии естествознания Александр Снегуров видит в другом причину незнания математики:

«Мы имеем страшное усложнение материала, начиная с начальной школы, куда был спущен материал со средних классов. В средние - со старших классов, а в старших классах уже проходят элементы вузовской программы. Это все придумывается чиновниками, чтобы изобразить эволюцию нашего образования. В итоге уже с младших классов родители вынуждены привлекать репетиторов. А в тех семьях, где денег на это нет, дети просто забрасывают уроки и бездельничают, потому что сами они не могут освоить материал - для них это очень сложно.

И это давно известно всем учителям и психологам, кроме тех, кто это придумал. Да, есть ученики, которые показывают хорошие результаты, но их тащат родители и репетиторы. Если же брать общую массу, то их знания намного слабее, чем были 10, 20, 30 лет назад.

В итоге московское образование в десятке лучших в мире, но к среднему ученику это не имеет никакого отношения. Рейтинг образования вычисляется по победам в международных олимпиадах, а в них участвуют одни и те же по десятому кругу.

К тому же на учениках сегодня много всяких нагрузок, которые вытесняют базовый материал. Такое количество материала не может уместиться в голове ребенка, и мозг идет по сценарию самоочищения.

* Исследование проведено Электронной школой «Знаника».


Tags: Руский язык, обрЕзование
Subscribe

  • Где дух высок - там Жизнь творится. Духовное целительство

    Целительство известно на Руси давно, но именно в последние лет пятнадцать это слово на слуху, что связано с появлением достаточно значительного…

  • Просите и услышаны будете

    Устами младенца глаголит истина. Лучше и не скажешь. Дети маленькие – чистые листочки, сотворенные из добра, радости и мудрости. Их надо слушать, и…

  • Не поднимай руки!

    Даже если они лапы Принципиально не пускаю в журнал котов. А то ведь потом их отсюда не выгонишь. А тут целым выводком из журнала уважаемого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments