cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Categories:

Право на самоопределение как источник и движущая сила сепаратизма

В январе 1913 года И.В. Сталин выступил в газете “Социал-Демократ” со статьёй «На пути к национализму. Письмо с Кавказа», где резко критиковал кавказских националистов из РСДРП, которые под предлогом того, что партия выступает за право народов на самоопределение, поддержали требование национально-культурной автономии для своих народов, что вело в дальнейшем к раздроблению партии. Захватив власть, большевики не смогли преодолеть националистические тенденции не только среди народов нашей страны, но даже и среди членов партии. В советский период эти тенденции не были сильно заметны, т.к. глушились пропагандой интернационализма и массовыми репрессиями, но с крушением СССР они вспыхнули с новой силой. Статья поможет узнать, почему под СССР в 1991-м году «взорвалась бомба».

«В ряду постановлений, увековечивших славу ликвидаторской конференции, постановление о “культурно-национальной автономии” занимает не последнее место.
Вот оно:

Пишет yuridmitrievich в Сталин о национализме на Кавказе


“Выслушав сообщение кавказской делегации о том, что как на последней конференции кавказских организаций РСДРП, так и в литературных органах этих организаций выяснилось мнение кавказских товарищей о необходимости выставить требование национально-культурной автономии, конференция, не высказываясь по существу этого требования, констатирует, что такое толкование пункта партийной программы, признающего за каждой национальностью право на самоопределение, не идет вразрез с точным смыслом последней, и высказывает пожелание, чтобы национальный вопрос был включен в порядок дня ближайшего съезда РСДРП”.
Постановление это важно не только потому, что оно выражает оппортунистическое виляние ликвидаторов перед фактом поднявшейся националистической волны. Оно важно еще потому, что в нем, что ни фраза– золото.
Чего стоит, например, заявление о том, что конференция, “не высказываясь по существу этого требования”, тем не менее “констатирует” и решает? Ведь этак “решают” только в оперетках!
Или фраза о том, что “такое толкование пункта партийной программы, признающего за каждой национальностью право на самоопределение, не идет вразрез с точным смыслом последней”. Подумайте только! Упомянутый пункт программы (9-й пункт) говорит о свободе национальностей, о праве национальностей свободно развиваться, об обязанности партии бороться против всяких насилий над ними. Говоря вообще, право национальностей по смыслу этого пункта не должно быть ограничено, оно может дойти как до автономии и федерации, так и до сепарации. Значит ли это, что для партии безразлично, одинаково хорошо, как именно решит свою судьбу данная национальность, в пользу централизма или сепаратизма? Значит ли это, что на основании одного лишь абстрактного права национальностей, “Ее высказываясь по существу этого требования”, можно рекомендовать, хотя бы и косвенно, автономию одним, федерацию другим, сепарацию третьим? Национальность решает свою судьбу, но значит ли это, что партия не должна повлиять на волю национальности в духе решения, наиболее соответствующего интересам пролетариата? Партия за свободу вероисповеданий, за право людей исповедывать любую религию. Можно ли вывести отсюда, что партия будет стоять за католицизм в Польше, за православие в Грузии, за грегорианство в Армении, что она не будет бороться с этими формами мировоззрения?.. И не ясно ли само собой, что 9-й пункт партийной программы и культурно-национальная автономия – две совершенно различные плоскости, которые в такой же степени могут “итти вразрез” друг с другом, как, скажем, Хеопсова пирамида и пресловутая конференция ликвидаторов?
А ведь именно таким эквилибристическим путем и “разрешает” вопрос конференция.
В упомянутом постановлении ликвидаторов самое важное – это идейный развал среди кавказских ликвидаторов, изменивших старому знамени интернационализма на Кавказе и добившихся от конференции этого постановления.
Поворот кавказских ликвидаторов в сторону национализма – не случайность. Ликвидация партийных традиций – давно начата ими. Упразднение “социальной части” программы-минимум, отмена “гегемонии пролетариата” (см. “Дискуссионный Листок” № 2), объявление нелегальной партии подсобной организацией при легальных организациях (см. “Дневник” № 9) – все это вещи общеизвестные. Теперь очередь дошла до национального вопроса.
С самого начала своего появления (начало 90-х годов) организации на Кавказе носили строго интернациональный характер. Единая организация грузинских, русских, армянских и мусульманских рабочих, ведущих дружную борьбу с врагами – такова была картина партийной жизни... В 1903 году, на первом учредительном съезде кавказских (собственно закавказских) с.-д. организаций, положившем начало Кавказскому союзу, интернациональный принцип постройки организации был снова провозглашен, как единственно правильный. С тех пор Кавказская социал-демократия росла в борьбе с национализмом. Грузинские социал-демократы боролись со “своими” националистами, с национал-демократами и федералистами; армянские социал-демократы со “своими” дашнакцаканами; мусульманские с панисламистами. И в борьбе с ними расширяла и укрепляла свои организации Кавказская социал-демократия независимо от фракций… В 1906 году, на областной конференции Кавказа, впервые выплыл вопрос о культурно-национальной автономии. Его внесла и требовала решения в положительном смысле группка кутаисцев. Вопрос был “с треском провален”, как выражались тогда, между прочим, потому, что против него одинаково резко выступили обе фракции в лице Кострова и пишущего эти строки. Было решено, что так называемое “областное самоуправление Кавказа” является лучшим разрешением национального вопроса, наиболее соответствующим интересам объединенного в борьбе кавказского пролетариата. Да, так было в 1906 году, И это решение повторялось на последующих конференциях, защищалось и популяризировалось как в меньшевистской, так и в большевистской кавказской печати, легальной и нелегальной…
Но вот наступил 1912 год, и “оказалось”, что “нам” нужна культурно-национальная автономия, конечно (конечно!), в интересах пролетариата! В чем же дело? Что изменилось? Может быть кавказский пролетариат стал менее социалистичным? Но тогда ведь более всего неразумно воздвигать национальные организационные и “культурные” перегородки между рабочими! Может быть он стал более социалистичным? Но в таком случае как назвать тех, с позволения сказать, “социалистов”, которые искусственно воздвигают и укрепляют разрушающиеся и никому ненужные перегородки?.. Так в чем же дело? Да в том, что крестьянский Кутаис потащил за собой “социал-демократических октябристов” Тифлиса. Дела ликвидаторов Кавказа отныне будет вершить напуганный воинствующим национализмом кутаисский крестьянин. Кавказские ликвидаторы не смогли устоять против националистической волны, они выронили испытанное знамя интернационализма и… пошли шататься “по волнам” национализма, выбросив за борт последнее богатство: “куда оно, какая вещь пустая”.
Но сказавший А должен сказать и Б: все имеет свою логику! За грузинской, армянской, мусульманской (и русской?) национально-культурной автономией кавказских ликвидаторов последуют партии грузинских, армянских, мусульманских и прочих ликвидаторов. Вместо общей организации пойдут отдельные организации по национальностям, так сказать грузинский, армянский и прочие “Бунды”.
Не к этому ли ведут свое “решение” национального вопроса гг. кавказские ликвидаторы?
Что ж, мы можем пожелать им смелости. Делайте, что хотите делать!
Во всяком случае можем уверить их, что другая часть кавказских организаций, партийные социал-демократы из грузинских, русских, армянских и мусульманских решительно порвут с гг. национал-ликвидаторами, с этими изменниками славному знамени интернационализма на Кавказе».


+ Оригинал взят у yuridmitrievich в Слава великому русскому народу!

Под таким заголовкам 27 мая 1945 года в газете ИЗВЕСТИЯ была напечатана передовая статья.


«Здравица великого Сталина в честь русского народа прозвучала радостным и мужественным приветом всех народов Советского Союза своему старшему брату и верному другу.
Русские люди с глубоким волнением приняли дань общенародного уважения. Нет выше похвалы народу, как признание его заслуг в защите и укреплении социалистического отечества — Советского Союза. Национальная гордость русского человека получила величайшее удовлетворение. Какой солнечной силы исполнено сознание национального достоинства! В нем нет ни капли ограниченности и самодовольства, в нем понимание своей передовой роли в борьбе за могучую Советскую Родину.
На большом историческом пути приобрел русский народ качества великого народа. Трудолюбие, неистребимая любовь к свободе, стойкая борьба с врагами Родины составляют отличительные черты его национального характера, Его богатый опыт и ясный ум народа — борца и человеколюбца нашли отражение в великой русской культуре. Ее благотворное влияние безмерно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. Творения великих русских писателей, ученых, философов несли людям высокие идеалы. «Я знаю русский народ, — писал сорок лет назад Максим Горький Анатолю Франсу, — я убежден, я верю — этот народ может внести в духовную жизнь земли нечто своеобразное и глубокое, нечто важное для всех». С какой силой эта коренившаяся в народе вера в свое благородное назначение претворилась в жизнь!
Россия дала миру пример создания первого в мире социалистического государства и устройства его на основах братства свободных советских народов. И когда пришла пора тяжелых испытаний, русские люди беззаветно встали во главе всех советских народов и сокрушили такого мощного и злобного врага, как немецкий фашизм.
В неслыханно тяжелой борьбе с немецким нашествием наиболее величественно проявилась роль героического русского народа. Он прошел твердо и смело через все испытания и пронес неугасимой веру в родную советскую власть, в свою великую партию Ленина—Сталина. Доверие русского народа советскому правительству оказалось решающей силой, обеспечившей победу над гитлеровской Германией. Советский патриотизм русских воинов, русских рабочих, крестьян и интеллигенции был и вдохновляющим примером, и силой, мобилизующей всех советских людей на подвиги во имя Родины.
В «духовную жизнь земли» русский народ внес не только высокие идеалы, но, что не менее важно, невиданную доселе решимость и организованность в отстаивании своих высоких идеалов.
Гитлеровцы, начав свой кровавый поход за мировое господство, нацеливались прежде всего на русский народ. Гитлеровские разбойники знали, какая сила скрыта в свободной русской руке. Всю лютую злобу варваров немцы направили прежде всего на русских людей. «Русский должен знать, что он имеет против себя решительного врага, от которого он не может ждать никакого снисхождения». Такими людоедскими приказами подбадривали свои войска гитлеровские генералы. «И эти люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!..» (И.Сталин).
Гитлеровская армия разбита и уничтожена. А наша Советская Родина получила в ходе войны первоклассную кадровую армию, способную отстоять социалистические завоевания нашего народа и обеспечить жизненные интересы Советского государства. В ее славе ярко горят подвиги русских воинов. В ее основе лежит русская военная наука, заложенная такими великими деятелями нашей истории, как Петр Первый, Румянцев, Суворов и Кутузов, и достигшая совершенства в сталинской военной науке.
Гитлеровский «новый порядок», порядок порабощения и истребления славянских народов, уничтожен. А народы Советского Союза, испытав в огне силу и нерушимость своего братства, дружно работают под руководством партии Ленина—Сталина над дальнейшим укреплением мощи своей Советской Родины. И в этой созидательной работе они попрежнему опираются на реальную помощь и организующую, руководящую силу русского народа.
История наших дней не только создается, но и пишется народами нашей Родины. Она запечатлела подвиг русского народа, как наиболее выдающейся нации из всех, входящих в состав СССР. Обратимся к одному из таких современных нам исторических свидетельств — к письму азербайджанского народа товарищу Сталину, опубликованному на-днях в газетах. Миллион и сто тысяч жителей Азербайджанской ССР рассказали в день 25-летия республики любимому вождю о своей жизни и дальнейших намерениях. «Обещаем Вам, товарищ Сталин, — читаем мы в письме, — что мы будем еще сильнее оберегать самое драгоценное наше завоевание — сталинскую дружбу советских народов, дружбу со старшим другом и братом — великим русским народом... У славного и благородного русского народа, давшего миру великого Ленина и первым поднявшего победоносное знамя Октябрьской социалистической революции, учился азербайджанский народ лучшим традициям революционной борьбы. С помощью русского народа мы отстояли родную Советскую власть и научились строить социалистическое общество. Своими завоеваниями в области науки, литературы и искусства Азербайджан обязан благотворному влиянию могучей русской культуры, неоценимые сокровища которой открыты для всех нас Советской властью».
Так трудящиеся Азербайджана говорят о своем русском брате. И разве не такие же слова звучат и на Украине, и в Грузии, и в Армении, и в Белоруссии — везде, ибо на всей советской земле плодотворно сказалась организующая роль русской культуры, индустрии, организационного и политического опыта, щедро, по-братски отдававшегося на благо всем народам СССР!
Будучи самым могущественным из славянских народов, русский народ, не колеблясь, вышел на единоборство со злейшим врагом славян — немецким империализмом. Его мужество и решимость были в тяжелые годы войны светочем для подпавших под немецкое иго народов Югославии, Чехословакии, Польши. Он стал великим собирателем всеславянских сил для борьбы с немецкими поработителями, глашатаем жизни, носителем победы. Красная Армия-освободительница с честью выполнила свою миссию, возложенную на нее советскими народами и в их числе русским народом.
И если ныне славяне торжествуют победу, если ныне восстанавливаются вековечные права славян на их стародавние земли, то они справедливо видят в этом своем торжестве ведущую роль русского народа.
Русский народ своими выдающимися делами заслужил всеобщий почет. В его могучем сердце гордость живет рядом с сознанием ответственности. Русские люди, безгранично преданные великим идеям партии Ленина—Сталина, готовы к большим делам, к ярчайшим дерзаниям во славу своей Советской Родины, своего великого Советского государства».

=== [Сделать перепост всего текста ]Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".

===
Tags: Россия, Русь, Сталин, национальный вопрос, руские, русофобия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment