cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Category:

Культурный шок наоборот. Радуга души, расцветшая в пыточной

Зерно силы и ярости пробилось из неведомых тайных глубин, и налились гроздья гнева, и поднялась волна, и раскатилась эта волна до океанических масштабов... Что такое культурный шок? Ну, наверное, - слом привычного понимания, перевертыш, искажение. Но есть композитор, который проделал такой радикальный фокус в точности наоборот. И настолько убедительно, что именно культурный шок и вызвал!

Благодарю за репост teamtime
yury_tsybanev54 написал в lovers_of_art в Культурный шок наоборот. Радуга души, расцветшая в пыточной



Композитор Богуслав Мартину



1.02.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. Б. Мартину. Три мадригала для скрипки и альта. Роман Филипов, скрипка; Павел Романенко, альт. Квартет для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана. Валентин Урюпин, кларнет; Валерий Жаворонков, валторна; Арсений Безносиков, виолончель; Ксения Красавина, малый барабан. Фантазия для терменвокса, гобоя, фортепиано и струнного квартета. Солисты Петр Термен, терменвокс; Эмиль Мирославский, гобой; Екатерина Рихтер, фортепиано.

20.01.2021. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. Б. Мартину. Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр. Солистка Екатерина Рихтер, фортепиано. Камерный концерт для скрипки, струнного оркестра, фортепиано и ударных. Солисты Роман Викулов, скрипка; Александр Страхов, фортепиано. Московский камерный оркестр Musica Viva. Дирижер Александр Рудин.


Камерный концерт, сочинение 1941 года. Солируют Роман Викулов и Александр Страхов

Он провел детство в высокой башне при костеле,– в полной изоляции от мира. Он наблюдал этот мир с высоты птичьего полета, и всю жизнь больше всего на свете ценил простор. Он прожил по два десятка лет во Франции и Америке, но навсегда сохранил тягу к уединению, к задумчивым и неспешным ночным прогулкам.

Звали его Богуслав Мартину. Скорее всего, вы о нем не знаете и его музыку не слышали. Для себя я открыл его только теперь, благодаря консерваторским концертам к 130-летию Мартину.

Ничего подобного я еще не слышал.

Мало того что Мартину перенес гармонически полноценную музыку, ее строй и лад, в век 20-й - не поврежденной язвами умалишенного века. Он еще, с помощью своей музыки, будто открыл в искореженном насилием и муками человеческом сознании просторы, коих коллеги чешского композитора уже хронически не обнаруживали.

Можно взять любое сочинение Мартину – и вас изумит история того или иного преображения, переливающаяся радугой.

Задействован широчайший спектр звуковых комбинаций! Для этого взяты в дело самые, казалось бы, немыслимые сочетания инструментов. Взять хотя бы ранний квартет для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана. По сочетанию инструментов легко догадываешься, про что история. Ну да, труба зовет солдата в поход (опус 1920-го, только что отгремела Первая мировая). Не до нежностей. Противно, тускло у солдата на душе. Под дробь барабанных палочек он уныло отбывает повинность, произносит в конце первой части свое «фэ», да все равно впадает на привале вовсе в безысходную тоску… Но что с ним происходит дальше?! В нем будто пробуждается бравый Швейк – и кларнет меняет мелодию на бодрую, и даже барабану солдат теперь будто диктует подходящий ритм.


Бруно Шульц "Муштра солдат"

Кстати говоря, рядом с этой пьесой участники концерта сыграли «Историю солдата» Стравинского. И там у классика 20-го века с «тысячью музыкальных лиц» служивый, можно сказать, так и остается заложником своего незавидного положения, несмотря на манки судьбы, - черт обводит его вокруг пальца. Музыка Стравинского в этом опусе – скептически-язвительно утрированная. А вот у Мартину она – ВСЕГДА человечная. Почувствуйте разницу.

Или мадригалы. Мне особенно мил второй из трех, в andante. Мадригал – это вроде как любовное объяснение. И ладно в первом и третьем у Мартину этим занимаются персонажи темпераментный и разбитной, хотя и они раньше или позже прикасаются, похоже, к искренним душевным ноткам. Но во втором-то – перед нами словно некий ботаник бледный… И надо слышать, как постепенно он унимает дрожь, как нащупывает в себе нужную струнку и как сообщающиеся сосуды скрипки и альта ведут его по дороге радости. Роман Филипов и Павел Романенко исполнили все это с шикарными деталями. А написал сии родниково-животворные штукенции Мартину, между прочим, в 56 лет.

Впрочем, это я для затравки пока что. Раньше была война. Вторая мировая. И именно военные сочинения у Мартину абсолютно ошеломляющие.

Камерный концерт 1941 года – пожалуй, сильнейший из услышанного. Мартину сразу вводит артикулированную тему внутреннего протеста: попрано все, чем человек жил. В этой музыке есть все – слом сознания, тревога, страх, отчаяние. Вот только ни в чем музыка Мартину не увязает, она постоянно двигается-развивается. У него всегда есть путеводная нить, нить Ариадны. Мартину словно расширяет внутреннее пространство человека, его ресурс и его движущую силу.

Эта музыка – прочнейший строительный материал. Важно услышать и прочувствовать, КАК именно происходит чудо внутреннего преображения и просветления, и как осветляется все вокруг. И вот тогда возвращается первая тема – и протест уже разрастается в набат.

Такая внутренняя сила и в двойном концерте для двух оркестров, года 1939-го. Всполохи страшного, паника, скорбь… Но пробивается зерно ярости, и наливаются гроздья гнева, и устремляется волна, и раскатывается эта волна до океанических масштабов.

Особое очарование музыка Мартину приобретает в Фантазии для терменвокса, гобоя, фортепиано и струнного квартета, где в помощь израненной душе он придает силы небесные. Терменвокс звучит совершенно космически, и на его волшебном призыве, словно на турнике, подтягивается ансамбль. А когда задушевный гобой выходит в унисон с голосом из космоса – наступает эффект катарсиса.

Почему его так редко исполняют, Богуслава Мартину? «Чувственный диапазон, который здесь задействован, мало кому доступен», - сказал мне один умный человек.

Но я в ответ возражу: так музыка Мартину и дает уроки того, как этот самый диапазон нащупать, раскрыть и привести в действие!

И он, мне думается, эту музыку не придумал, нет, в своем одиночестве и уединении. Ибо она абсолютная живая и неподдельно искренняя. Настоянная на совокупном человеческом опыте.


Богуслав Мартину

Бетховену Творец ниспослал глухоту , а Мартину – уединение. Лицом к лицу всего не услыхать, большое слышится на расстояньи.

Камерный концерт и двойной концерт Богуслава Мартину можно послушать, зарегистрировавшись на портале classic-online.ru


=== [Сделать перепост всего текста ]Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".

===
Tags: Высшие ценности, Искусство, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments