cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Categories:

Диверсия Крыловича

Самую результативную диверсию в годы Второй мировой войны совершил в одиночку советский партизан. Немцы думали, что это был налет советской авиации


Благодарю за репост sokura
Пишет varjag2007su в Диверсия Крыловича


В ночь с 29 на 30 июля 1943 года на станции Осиповичи в Могилевской области была совершена самая крупная в мировой военной истории наземная транспортная диверсия. За одну ночь сгорели четыре немецких эшелона с боеприпасами и техникой: 5 паровозов, 65 вагонов со снарядами, авиабомбами, несколько новейших танков «Тигр», три десятка вагонов с бензином и авто маслом, более десятка вагонов продовольствия, кран для подачи угля, угольный склад, станционные сооружения.

За произошедшим закрепилось название «диверсия Крыловича» — по имени устроившего ее советского партизана Федора Андреевича Крыловича.

Федор Крылович родился в 1916 году в Минске в семье железнодорожника и кондуктора поездов. Затем семья перебралась в город Осиповичи. Окончив курсы связистов в Ульяновске, служил в рядах Красной армии. За его плечами были бои с японцами на Халхин-Голе и у озера Хасан, а также участие в советско-финской войне. После демобилизации Крылович вернулся в Осиповичи, где стал работать электромонтером на железнодорожной станции.

Таким образом к началу Великой Отечественной войны у него уже был опыт боевых действий. Но на фронт его не взяли — железнодорожных специалистов на тот момент оставляли на рабочих местах, так как шла эвакуация. Самостоятельно попасть на фронт Крыловичу с товарищами не удалось — Красная армия быстро отступала, а фашисты, выйдя к мосту через реку Березину, отрезали путь на город Могилев.

30 июня немцы заняли Осиповичи, для них те стали важным пунктом — там располагалась крупная железнодорожная узловая станция, склады вооружения, останавливались для отдыха армейские части, пересекалось множество военных эшелонов.

Крылович же продолжил работу электромонтером на станции, а параллельно участвовал в группах сопротивления. В квартире семьи Крыловичей подпольщики слушали передачи из Москвы по радиоприемнику, собранному Федором.

Подготовка к диверсии

Так продолжалось два года. Весной 1943 года на Федора Крыловича вышел секретарь Могилевского подпольного обкома Ленинского коммунистического союза молодежи Белоруссии (ЛКСМБ) Павел Воложин. В июле того же года Воложин в письме секретарю ЦК ЛКСМБ Кириллу Мазурову давал лестную характеристику Крыловичу:

«О подполье. Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи — Крылович Ф.А. […] Он по моему поручению создал 9 комсомольских организаций по 3–4 человека. […] Этот Крылович Федя энергичный и инициативный, исполнительный. Вот что он проделал за свое пребывание в Осиповичах: кроме этих 9 организаций, у него есть еще 11 человек диверсантов и 5 распространителей литературы. Состав — комсомольцы и молодежь. Друг с другом они не связаны. Эта группа уничтожила за свое существование 21 цистерну с горючим, 13 платформ с горючим. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции выведен на 6 месяцев. […] Крылович переправил в партизанские отряды 52 человека молодежи. Парень хорошо знает работу подполья, конспирации», — писал Воложин.

В этом же письме Воложин отмечал, что «ребята толковые и энергичные, только нужен материал. Стыдно признаваться, что нет тола и мин. Жду».
В середине июля 1943 года Воложин передал оперативной группе «Храбрецы», в которую входил Крылович, две магнитные мины.

Огненный ад

Дежурство Крыловича выпало в ночь с 29 на 30 июля. В этот время на станцию пришел эшелон с топливом. Но его отправка в сторону Курской дуги задержалась из-за поломки семафора в Северном вагонном парке, которую связывают с тем, что Крылович повредил в нем проводку.
На починку семафора он был отправлен в сопровождении немца-охранника. Ему удалось заложить мины в голове и хвосте состава на бочках с топливом. Он рассчитывал избежать подозрений в диверсии, поскольку, по его планам, мины должны были взорваться уже после того, как поезд будет в дороге.
Но эшелон в путь не отправился. Его переставили в Северный парк, где были составы с боеприпасами и техникой.
Первый взрыв, запустивший цепочку других, прогремел в три часа ночи. Цистерны с горючим взрывались одна за другой. Попытка немцев расцепить состав и убрать уцелевшие цистерны провалилась — сработала мина в хвосте состава. Огонь переметнулся на стоявший по соседству эшелон с авиабомбами и артиллерийскими снарядами, от высоких температур они стали детонировать. Из-за этого в огне оказались еще два — с новейшими образцами вооружения и танков, в частности танков «Тигр», на которые немцы возлагали большие надежды в операции «Цитадель» под Курском.
Взрывы продолжались 10–12 часов, рассказывали очевидцы. Жители города приняли их за авианалет и бомбежку с воздуха. Кроме того, в расположенном неподалеку лагере для советских военнопленных начался пожар и в общей панике пленным удалось сбежать.

В своем рапорте Крылович отчитывался об уничтожении:

«8 цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка «Л-20», 10 бронемашин, 12 вагонов с продуктами, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад».

Об успешно проведенной в Осиповичах операции стало известно не только в Москве, но и в Берлине. Правда, поначалу нацисты приняли случившееся за действия советской авиации.

В своих воспоминаниях начальник Центрального Штаба партизанского движения П. Пономаренко отмечал: «Эта диверсия разбиралась в немецком генштабе. Восемь генералов охранной службы были сняты со своих постов, некоторые расстреляны. Следствие сочло их виновными в том, что они не уберегли столь необходимые немецкой армии составы. Ведь шли бои на Курской дуге».
Оставаться после такой диверсии Крыловичу в городе было небезопасно. Он вместе с группой подпольщиков подался в партизаны в 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду, возглавил диверсионную группу. После войны он вернулся на работу электромонтера. В производственной характеристике на него было отмечено, что он «все задания выполнял и перевыполнял», а «за хорошую работу на транспорте получал благодарности от руководства отделения паровозного хозяйства. За перевыполнение производственных заданий отмечался прессой».

Однако награду за свою диверсию Крылович получил далеко не сразу. С войны он вернулся лишь с медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, а орден Ленина получил только в декабре 1948 года.

«…Это самая результативная операция, которую осуществили партизаны во время Великой Отечественной войны», — говорил позже бывший начальник Центрального штаба партизанского движения, первый секретарь КП(б)Б Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Запись об этом есть в книге «Память» Осиповичского района.

Федор Крылович умер в возрасте 43 лет в 1959 году.

В 1975 году его именем была названа одна из улиц в Осиповичах, а на одной из расположенных там многоэтажек установили мемориальную доску в память о герое. Еще позднее — в 2009 году — на станции Осиповичи появился памятник в его честь.

Источник




=== [Сделать перепост всего текста ]Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".

===
Tags: Великая Отечественная, герои
Subscribe

  • Великая Украинская стена

    РЖУНЕМОГУ! На "седьмой год войны" Украина на границе с Россией обустроили 400 км противотанковых рвов. По словам главы Государственной…

  • Необратимая деградация

    Тут в очередной раз промелькнула информация об очередном мегапроекте на Северном Кавказе, из которого ничего не вышло, деньги на него выделенные…

  • Исторические мифы "великих укров"

    Проект «Украина» создавался Западом изначально для того, чтобы, отделив от русского народа значительную его часть, направить ее на борьбу с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments