всем нам известно стихотворение «Прощай, немытая Россия...» М.Ю. Лермонтова. Ну, понятно: свободолюбивая лирика, борьба с царизмом, демократическое мышление, либеральные ценности и т.д.
Есть только один нюанс. Михаил Юрьевич Лермонтов, человек крайне противоречивый, высокомерный, дерзкий, местами до омерзения неприятный, этой УБЛЮДОЧНОЙ ГАДОСТИ никогда не писал. А ежели бы узнал, что ЭТО приписывают ему, точно размозжил бы интриганам голову. Не тем, так иным манером.
Благодарю за репост sokura
Пишет terrasancta в Прощай, немытое...
А теперь — к истории вопроса.
В марте 1873 года некий г-н (не подумайте, что господин) Бартенев пишет своему знакомцу Ефремову (спокойно, тоже не «тому самому»!), что нашел неизвестное стихотворение Лермонтова. И, типа, списал с подлинника. Чьего подлинника, естественно, не упоминает. А зачем? И так ясно! Правда, предъявить «подлинник» не соизволил, но ведь «джентльмены верят на слово», не так ли? Некто Висковатый, а затем и сам Бартенев публикуют стихи в самом конце 19-го столетия с припиской «записано со слов поэта современником». Ни фамилии «современника», ни подробностей, когда и при каких обстоятельствах стихотворение зафиксировано, естественно, не имеется. А зачем? Прогрессивной общественности и так всё очевидно! Разве нет?!
Ну, а дальше — традиционные мантры от традиционных Вольперт и Герштейн (tm): режим, иго, вершина поэтической лирики и прочее.
В советском литературоведении, как полагается, Лермонтова определили врагом самодержавия и, оперевшись на «немытую Россию», продвигали в массы. Правда, народу всё больше нравились патриотическое «Бородино» и лирический «Парус», но ведь из песни слова не выкинешь?!
И сегодня... сегодня мы имеем издания М.Ю. Лермонтова с «каноническим» произведением «Прощай, немытая Россия», которое при жизни поэта никогда не публиковалось и не упоминалось, автограф которого «утрачен», первые упоминания о котором всплыли через 30-40 лет после смерти М.Ю. и лексика которого вообще никак не коррелирует с лермонтовской. Зато у всей «демократически настроенной общественности» есть повод опереться на подставленного посмертно классика. Потому как больше не на кого. И не на что.
Но классики на то и классики, чтобы к ним не прилипало. Они всё предвидели и всё знали.
Твой славный подвиг сохранит,
И услыхав твое названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «он любил отчизну!»
Да-да, пан Бартенев (тьфу!), тлеющий в аду, и прочее (трижды тьфу!), обитающее там же. Он любил отчизну! ОН любил. В отличие от.
=== [ Сделать перепост всего текста ]Перепост всего текста
Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в ...".
===
Journal information