cycyron (cycyron) wrote,
cycyron
cycyron

Category:

Ушёл работать конём. Ибо ржунимагу!

Хотел было написать о роли лошади в истории цивилизации, но в какой-то момент сломался. Не потому, что мало материала, его-то как раз в избытке. Но потому, что почти все, написанное о коневодстве, кавалерии и прочих окололошадиных делах, – это один сплошной антиисторический анекдот. Местами очень смешной.

Пишет terrasancta в И-го-го...


Для начала оказалось, что Пржевальский, фамилию которого каждый школьник помнит не хуже, чем начало таблицы умножения, никогда не видел лошади, которую всё прогрессивное человечество называет лошадью Пржевальского. Князь Урусов свидетельствует:


«Хотя Пржевальскому и не удалось лично видеть дикую лошадь, но со слов местных жителей, по шкурам и черепам он составил в 1881 году довольно полное описание. В Петербурге, в Музее Императорской Академии Наук выставлено чучело лошади Пржевальского, но по описанию, сделанному Поляковым, и по единичному экземпляру трудно делать обобщения. На Всероссийскую Нижегородскую выставку 1896 года, должны были быть доставлены из Закаспийского края 6 таких лошадей и нечего говорить, насколько такая группа была бы интересна с чисто научной точки зрения, но, к сожалению, лошади эти, не перенеся тяжести неволи, пали в пути».


http://www.podkova.by/forum/topic/3110/


Т.е. лошади как бы и нет, но полное описание «по шкурам и черепам» «со слов местных жителей» есть. Даже чучело есть. Тоже, видимо, составленное со слов местных жителей.



А чем дальше вглубь веков, тем веселее. Вот, например, позднесредневековая Франция. Там, как выясняется, были две породы бретонских лошадей:


«Это были северные небольшие Бретонские лошади, которых называли Sommier (Соммиер) и Roussin (Роуссин), подразумевая при этом камень. Лошади получили свое название благодаря Mountain Bidet (горы Бидет)».


http://www.horsesinfo.ru/breton.html


Это тот самый случай, когда литературное коневодство скрестилось с занимательной лингвистикой, накрывшись ржавым тазом плохо усвоенной истории. А что? Очень даже верифицируемо. Пишем комонь, подразумеваем камень (не, ну похоже же, чесслово!), думаем о «горах Бидет». Железобетонная логика, не правда ли? Нет, я, конечно, понимаю, что для некоторых взгромоздиться на bidet — приблизительно то же самое, что взойти на Джомолунгму, но зачем же свои внутренние переживания переносить на лошадей? Да, слова биде и лошадь во французском - омонимы (bidet), но зачем же сразу в горы лезть? А уж почему Сомьер и Русен навевали каменные ассоциации, вопрос к духу дедушки Фрейда. Да, а лошади… а что, собственно, лошади? Тут и без них должно раздаваться непрерывное ржание.


Такое же, какое должно было бы сотрясать просторы Римской Империи, прочитай латиняне следующее:


«Упомянем еще о славных лошадях древнего Рима, северного побережья Африки, о которых Публий Вегеций говорит, что они испанского происхождения. Особенно интересной для нас является скифская лошадь. Скифы разделялись, как известно, на многие племена, обитали на севере Черного моря и по обеим его сторонам; они были по преимуществу всадники, жили в повозках, окруженные лошадьми, нередко спали на коне, питались кониной, пили конское молоко, носили панцири из конских копыт, а кожу употребляли на одеяние. При погребении лошадь всегда закалывалась и хоронилась вместе с её владельцем, так как должна была ему служить и за гробом. Скифская лошадь в окрестностях Каспийского моря с её длинной кудрявой гривой, считалась чрезвычайно выносливой, но упрямой, и этот недостаток был причиной, что скифы кастрировали жеребцов, предпочитая держать кобыл. Император Проб отыскал у скифов лошадь, которая, по удостоверению многих, могла в течении 8-10 дней ежедневно проходит 20 миль. От этих лошадей ведут свое начало все наши степные разновидности и венгерские лошади.


После триумфального въезда Суллы (138-78 до Р. X.) в Риме впервые появились Парфянские лошади и ознаменовали своим появлением усиленное развитие конских ристалищ в цирках. В колесницах, в скачке - всюду новые лошади оказывались лучшими, и мы видим часть Римской кавалерии времен Юлия Цезаря, уже сидящей на выводных из Парфии конях (Caesar Julius. "De bello gallico". Historia belli civilis)».


http://www.horses-russia.ru/page-id-300.html


Оценили подкованность создателя цитированной выше нетленки? Ох, хотелось бы посмотреть на лошадей древнего Рима, северного побережья Африки испанского происхождения, наиболее интересной из которых является скифская! Как хотелось бы! В принципе, если разобраться, аффтар – гений. Сия конструкция – квинтэссенция древней Римской истории в ее классическом изложении. А император Проб, занимающийся селекцией лошадей на скифских просторах, разве не прелесть? Душка Проб, ему бы воевать в Египте, а он, задрав тогу, носится по степи с древнеримским спидометром и отмеряет мили! А римская кавалерия времен Цезаря (со ссылкой на последнего, конечно) на неподкованных и неоседланных конях – это ли не реальная история человечества?


Что уж говорить о прогрессе в коневодстве! Подумать только: старина Проб нашел у скифов лошадей, проходивших аж по 20 миль в день! А через несколько сотен лет монгольские «богатырские» пони (а как еще назвать лошадей ростом 130 см?) совершали марш-броски по 100, 150, даже 200 км в сутки. Причем зимой.


А как были прекрасны македонские всадники, которые, несомненно, совершали все нижеописанные пируэты:


«Они не только ездили как нумидийцы (иногда даже рысью), а вооружены были как греки, но и стали использовать в бою длинные сариссы. Македонцы же стали применять и шпоры, - в Азии они распространились только в середине первого тысячелетия Новой эры. Функция шпор, однако, первоначально была противоположенной современной. Они использовались в качестве тормоза, а не газа. Если лошадь ускоряла шаг, всадник начинал болтаться у нее на спине и ранил ее шпорами. Это вынуждало лошадей носить своих наездников с максимальной осторожностью. Но и со шпорами македонские всадники ездили уже так быстро, что сопровождать их могла только легкая пехота».


http://www.loshadi.ru/doc2.php?link=encyclopedia:matgenres:history:491


Т.е. седла еще нет. Стремена не изобретены. А славные македонцы, взобравшись на боевых коней и балансируя с помощью сарисс, заставляют животных «носить своих наездников с максимальной осторожностью», вонзая им в бока шпоры, которые, очевидно, были прилеплены мякишем к сандалиям.


Но, доложу вам, все эти правдивые картины маслом меркнут на фоне не менее правдивых сведений о деяниях римских патрициев. Вот, оказывается, как все было на самом деле:


«Нашлись наблюдательные римские проконсулы, которые подметили секрет успеха Парфянских лошадей и впервые начали подвергать своих заводских лошадей обязательной скачке.


Между прочим осталось сведение, что для испытания этих лошадей в Риме была проложена прямая дорожка длиною на нашу меру 865 саж., усыпанная песком, которую лучине скакуны у римлян проходили в 2 м. 21 сек. приблизительно, по песочным часам. (Еженедельник охотников до лош. 1823 г. кн. 1)».


http://kmvline.ru/lib/loshad/2.php


Всё. После отмеренных 2 минут 21 секунды ПО ПЕСОЧНЫМ ЧАСАМ ушёл работать конем. Ибо ржунимагу!



Tags: история, мифы и реальность, фальсификация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments